1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Фотопрогулка
  3. События
  4. Выпускной альбом
  5. Организации
  6. Уч. заведения
  7. Горожане
  8. Письма
  9. Адресная книга
  10. Хобби
  11. Статьи
  12. Документы
  13. Видео
  14. Карты
  15. Форум
  16. Гостевая книга
  17. Благодарности
  18. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.      
Екатеринодар-Краснодар
123

Сергей Шило:  «Евгений Николаевич Трубецкой. Последние дни жизни.»

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТРУБЕЦКОЙ (род 23 сентября 1863 г) 

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ    

к 91 годовщине со дня смерти (5 февраля 2011г)

     В последние дни 1919 года,  находясь в Новороссийске, Е.Н. Трубецкой  прочел  последнюю в своей жизни лекцию «О религиозном возрождении России».  В переполненном зале Народного дома  по воспоминаниям Е.Я. Архипова  люди переживали одушевление охватившее всех присутствующих.

     После лекции  возвращаясь  домой вместе со знакомыми   Евгений  Николаевич как бы продолжая  тему лекции говорил «Я  конечно, никогда не  поверю в торжество безрелигиозности  у нас,  у русских».  Русская  религиозная  мысль,  пораженная сейчас  в своей стихии и бьющаяся  почти без выхода  и упования. – или непосредственно или через  русское самобытное  философствование,  найдет путь к возрождению».

     Евгений Николаевич Трубецкой

     Как был прав Евгений Николаевич в том далеком 1919.  Ныне  когда мы все здесь присутствующие отмечаем 91 годовщину со дня  смерти  Евгения Николаевича – его слова  звучавшие тогда пророчески  сбылись.

     Давайте   вспомним  последние дни и часы жизни  ученого общественного и политического деятеля посвятившего себя    трудам    ставшими  ныне  образцами  религиозно - философского творчества, церковного отношения к культуре.

     В январе 1920 г в городе распространилась эпидемия сыпного тифа.

     5 января 1920 г  Е. Н. Трубецкой  заболел. Стал жаловаться на боль в горле, первоначальный диагноз ангина не оправдался а  через два дня  стало ясно - сыпной тиф. Его перенесли в только что открытый лазарет.  Несмотря на хороший уход и прекрасных врачей  больному становилось хуже.

     Будучи глубоко верующим  православным человеком Е.Н.  Трубецкой  не хотел уходить из жизни  без покаяния и причащения.

     После исповеди и причащения больному стало лучше, но не выдержало сердце, началось воспаление в  легких.  Последние два дня Е.Н. находился в состоянии забытья.

     Князь Е.Н. Трубецкой  скончался 23 января в пятом часу дня.

     Его хоронили без всякого почета, с каким обычно  провожают по смерти. Гроб окольными улицами везли на еле передвигавшем  колеса автомобиле, ни венков ни зелени не было. Когда гроб опускали в могилу,  ни одного слова  не было сказано. Глубокое молчание объединяло всех поклонившихся усопшему.

    Е.Н.  Трубецкой  был христианином в лучшем, наиболее благородном смысле этого слова.  В последнее время замечается религиозный подъем. Многие обратились к вере, серьезно думают о ней и искренне верят и говорят о своей вере, но когда приглядываешься к ним, видишь, что у них вера сама по себе, а жизнь, идеалы сами по себе. У Евгения Николаевича вера и жизнь были неразделимы.  Жизнь определялась его христианским миросозерцанием и его религиозной совестью, а совесть у него была большая и чуткая.

     А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ ?

     За несколько дней  до скорбной даты мне позвонил известный в городе литератор В.М. Чижов и  пригласил  на  годовщину смерти Е.Н.  Трубецкого.  Выдающийся православный философ князь Е.Н. Трубецкой скончался  в нашем городе 23 января 1920года (по ст. ст.) . Естественно мне как местному краеведу все события  касающиеся  истории нашего города интересны и ни сколько не раздумывая я дал  согласие. Тем более представлялась замечательная возможность побывать на  некогда старом дореволюционном кладбище  Новороссийска  расположенном за Свято-Успенским храмом. Это старинное  городское кладбище  было закрыто в годы Гражданской войны (1919), затем в 1930-е было уничтожено (снесено) а территория некогда бывшего погоста застроена. 

     В  1991 года  здесь усилиями местных  активистов было  восстановлено примерное место захоронения Е.Н. Трубецкого и  здесь же  ими  установлен закладной камень  гласивший о том что, «Здесь будет построена часовня в память о Е.Н.  Трубецком и  всех в российской смуте убиенных»  и сооружен  памятный и крест. Тогда в начале 1990-тых  были организованны  религиозно – философские чтения .

     Но вернемся ко  дню сегодняшнему. 5 февраля  2011 года  к 10 часам утра  как мы условились, я был во дворе Свято Успенского храма. Нас -  пришедших почтить память великого  православного философа набралось человек 10 -12.  После  субботней  утренней службы и отдельно  проведенной после  этого панихиды мы отправились на КПП  военного госпиталя расположенного рядом  с храмом.  Режимная территория воинской части  подразумевала  проверку  документов  и поэтому у всех у нас при себе были паспорта.   Проверять их не стали  удовлетворившись сверкой фамилий по списку.  Только после этой процедуры присутствующие вступили на  некогда святое место.  Асфальтовая дорожка виляя между зданий и строений  военного  госпиталя вывела нас   на участок  расположенный за  лечебными  зданиями и церковным двором.  Редкие старые деревья  встречавшиеся по пути  наверно   оставались  единственными свидетелями  вечной памяти ,  отпевавшейся здесь  при погребении   новороссийцев  в начале XX века.  Кругом печальная картина разрушения и  заброшенности.  И если бы не   одинокий  каменный крест  невозможно было бы догадаться , что этот «парк»  - бывшее кладбище. Не единого признака ни крошечного осколка  от надгробий  не осталось  на этом  месте.

     Акцию гражданского памятования открыл Юрий Михайлович Погорелов. Затем долго и проникновенно говорил о Е. Н. Трубецком  - православный мирянин и новороссийский поэт  Вячеслав Михайлович Чижов,  пришедший  на службу и панихиду вместе с женой и дочерью.  Ангелина Александровна Полоз  поведала как  в 1990 году  она с благотворительной акцией посетила  Соединенные Штаты Америки, побывала  на православном кладбище  женского  монастыря "Ново-Девеево" под Нью-Йорком,  где похоронены   Трубецкие. Рассказала о встрече с ныне здравствующими потомками  рода князей Трубецких  не забывающих свои русские корни и доныне изъясняющихся на языке своих предков. Среди присутствующих  были представители от городского исторического общества- Сергей Степанович Шило,  фонда Славянской письменности и культуры-   Александр   Александрович Егер, от  союза Профессиональных писателей руководитель ЛО  «Родники»- Ольга Дмитриевна Шевченко , представитель отдела культуры Восточного района  а  также  православные миряне. 

     После возложения цветов к импровизированной могиле все по русскому обычаю помянули память о почившем  философе настоящими церковными просфорами и домашними пирожками любезно приготовленными А.А. Полоз.  Дорога назад была уже знакомой и мы быстро дошли до  выхода, распрощались и в душе было как то совсем не радостно. Мысль о том ,  что  и сегодня на памятование пришло  всего десять человек  удручала  и наталкивала на понимание  того , что и сегодня мы еще не научились ценить христианские истины , ценить человеческую жизнь и всемерно сохранять память.  С  проходной военного госпиталя мы вышли  на улицу города  все  ту же, как и 90 лет назад «с быстро сменявшимся и мятущимся населением» в город которому уже  исполнилось 172 года.  За это время он стал еще более портовым, промышленным, военным.  Неизменным осталось  лишь  одно -  имя   Евгения Трубецкого,  как и девять десятилетий назад в городе мало кто знал. 

Сергей Шило

Историческая справка (БСЭ):

     Трубецкой Евгений Николаевич (23.9.1863, Москва, — 23.1.1920, Новороссийск), русский религиозный философ, последователь и друг В. С. Соловьева; правовед и общественный деятель; князь, брат С. Н. Трубецкого.Окончил юридический факультет Московского университета (1885); доктор философии (1897). Профессор в Киеве и (1906—18) в Москве. Инициатор книгоиздательства "Путь" (1910—17) и идеолог связанного с ним религиозно-философского направления. Политические взгляды Т. эволюционировали от кадетизма к мирнообновленчеству (см. Мирнообновленцы). В годы Гражданской войны в рядах так называемой Добровольческой армии боролся против Советской власти.

     В главных философских сочинениях "Миросозерцание В. С. Соловьева" (т. 1—2, 1913), "Метафизические предположения познания" (1917) и "Смысл жизни" (1918) Т. осуществляет критическое переосмысление философии Соловьева, стремясь согласовать её с ортодоксальной христианской доктриной и устраняя из его учения о "положительном всеединстве" элементы пантеизма, эволюционизма, теократической социальной утопии. Абсолютное всеединство истолковывается Т. через понятие абсолютного сознания: абсолют, не будучи сущностью всего в мире (каковым он был, по Т., у Соловьева), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждения. Божественная "премудрость", София, у Т. нетождественна этому всеединому знанию, она — идеальный замысел о мире, возможность, которую человек волен принять или отвергнуть. Развивая онтологический подход к проблемам познания, попытался осуществить критический пересмотр гносеологии кантианства; полемизировал с "мистическим алогизмом" П. Ф. Флоренского, С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна.

     Соч.: Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в., ч. 1, М., 1892; Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в., в. 2, К., 1897; Философия Ницше, М., 1904; Социальная утопия Платона, М., 1908; Умозрение в красках, М., 1916; Из прошлого, 2 изд., Вена, 1925; Воспоминания, София, 1921; Иное царство и его искатели в русской народной сказке, М., 1922. Лит.: История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Лопатин Л., Вл. С. Соловьев и кн. Е. Трубецкой, "Вопросы философии и психологии", 1913, кн. 119, 120; 1914, кн. 123.

И. Б. Роднянская, С. С. Хоружий.

 

27.08.2011

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2017 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru