1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    
2024.03.22

Санеев Сергей Александрович:  «Трамваи станицы Крымской»

Трамвай станицы Крымской

     Работа с архивными документами часто ставит свои вопросы. Попадётся документ, который не вписывается в общепринятую схему, и сидишь, ломаешь голову над ним.
      Так, мне в Новороссийском городском архиве, который периодически меняет своё название, мне попалось дело 154 фонда Р-9, в котором обнаружились документы о работе трамвая в станице Крымской.
     Несколько слов о самой станице.
    Она была основана в 1858 году как укрепление Адагумской кордонной линии. В укреплении располагалась штаб-квартира Крымского пехотного полка, нёсшего гарнизонную службу на линии. Отсюда и название – укрепление Крымское. В 1862 году, когда проводилось «заселение предгорий западной части Северного Кавказа казаками», около укрепления Крымского была основана казачья станица, сохранившая название Крымская. Во время очередного преобразования в 1870 году она вошла в Таманский отдела Кубанского казачьего войска. [1]
     После освобождения Кубани от белогвардейцев (это факт каждый может трактовать по-своему, так как к сути статьи это не относится), новое революционное руководство стало реформировать казачьи отделы. Был разукрупнён и Таманский отдел. Часть его территории передали в другие отделы, а из остатков создали Славянский отдел, в который вошла станица Крымская. [2]
     Но население станицы Крымской высказалось против вхождения в Славянский отдел. Всевозможные разговоры об этом привели к проведению  6 и 7 апреля 1921 года Межведомственного совещания при Крымском станичном совете (оцените размах!). Главным вопросом совещания был «О  присоединении станицы Крымской и её района из Славянского округа в Новороссийский округ». На этом совещании было решено:
     «… Признать причисление Крымского района к Славянскому округу не отвечающее интересам пролетарских масс района, почему войти с ходатайством перед высшей областной властью о причислении станицы Крымской в административном отношении к Новороссийскому отделу».
     Среди причин, названных в обоснование этого решения, были и такие:
     - что контингент, населяющий станицу Крымскую, в большинстве своём  является чисто пролетарским, имеющим тяготение к Новороссийску.
     - что станица Славянская, где ныне существует отдел и к которому станица прикреплена, находится на далёком расстоянии, нежели Новороссийск.
     - что со станицей Славянской ни каких подъездных путей не существует за исключением просёлочной дороги, которая в зимний период и вообще при распутицах невозможна для проезда, благодаря глубокому чернозёму. [3]
     Несмотря на многочисленные просьбы, только 10 октября 1925 года станица Крымская была включена в состав Новороссийского округа, ставшим к тому времени Черноморским округом. [4]
     В округе работала Черноморская окружная плановая комиссия, в фонде которой и оказалось это дело о трамвае, где находятся только планы о работе трамвая на 1927 год. Но и это весьма интересно.
     Точной даты основания трамвая в станице нет, но из текста можно предположить, что трамвайное сообщение открылось не позже 1 марта 1926 года, если не года на два раньше, так как к середине 1927 года отмечалась полная изношенность подвижного состава и необходимость капитального ремонта пути.
     Назвать это сообщение трамвайным, в современном понимании весьма сложно, так как трамваев, как таковых, на линии не было. Был однопутная колея, проложенная от станции  железной дороги до базара, «где сосредоточена торговая жизнь станицы Крымской. Складские помещения под хлеб, амбары под табак в большинстве случаев расположены в этом районе» - говорится в документе. По этой колее, длиной 3,5 км, ходили всего два состава: пассажирский вагон с прицепкой и грузовой вагон с четырьмя платформами. Какой ширины была колея – данных нет, но судя по тому, что платформы были переоборудованы, можно полагать, из железнодорожных  платформ, то колея была стандартная железнодорожная, скорее всего узкая. Вагоны были самодельные с двигателями внутреннего сгорания, работавшие толи на бензине, толи на керосине, так как в расходных документах упоминается и то, и другое, да ещё машинное масло.
     На составах работало:
- шоферов      - 2 человека, оклад 81 руб. 37 коп у каждого;
- кондукторов    – 2 человека, оклад 48 руб. 05 коп;
- ремонтных рабочих   – 2 человека, оклад 48 руб. 65 коп;
- экспедитор     – 1 человек,  оклад 53 руб.;
- счетовод     -  1 человек,  оклад 53 руб.
     Оклады шоферов были довольно не плохие, остальные – обычные, особенно если вспомнить 46-ти рублевое жалование подпольного миллионера Корейко из «Золотого телёнка».
     Пассажирский состав делал 3,5 круговых рейса в сутки. Надо полагать, что в будние дни трамвай делал 3 рейса, по одному утром, в обед и вечером, а в выходные – 6 рейсов. Плата за проезд составляла 20 копеек с человека, льготный – 10 копеек. Кому была положена льгота, в документах дела не сказано. За  III квартал 1927 года планировалось перевезти 6400 человек, в среднем по 20 человек за рейс.
     Грузовой состав делал 2 круговых рейса в день. Плата за перевозку 1 тонны груза составляла 1,5 рубля. За  III квартал 1927 года планировалось перевезти 1800 т груза к вокзалу и 500 т обратным рейсом. Отсюда видно, что основное направление движение было летом – перевоз урожая со станции на хранение в пакгаузы и амбары, а осенью, зимой и весной – на станцию и далее в города Новороссийск и Краснодар на продажу.
     На текущий ремонт пути на 1927 год закладывалось:
- шпал       – 56 шт.;
- рельсов   - 160 кг;
- костылей  –  70 кг;
- болтов   –  20 кг;
- балласта  –  70 куб. м.
      Кроме того, в период до 1 октября 1929 года планировалось провести
капитальный ремонт пути, расширить подъездные пути к пакгаузам и складам и построить:
- «для пассажирского движения подвижной состав: один ведущий вагон с одной прицепкой»;
- «для грузового движения один ведущий вагон с установкой имеющегося керосинового двигателя 60 НР и переоборудовать 8 шт. грузовых платформ».
     Крымский исполком утвердил все принятые решение и поручил заведующему ОМХ (отдел местного хозяйства) тов. Мащенко «выехать в округ для рассмотрения и проработки расширения трамвая станицы Черпланом и Окрисполкомом». [5]
     На этом заканчивается дело о трамвае станицы Крымской. Других дел в архиве мне обнаружить не удалось. Как и не удалось обнаружить фотографии этого уникального трамвая.
     27 февраля 1930 года был создан Греческий район с центром в станице Крымской. Архивные дела по станице были переданы из Черноморского окружного исполкома в исполком Греческого района. В 1934 году центр Греческого района перенесли в станицу Нижне-Баканскую, сделав станицу Крымскую центром Крымского района. А в 1939 году Греческий район был расформирован. [6]
     И где теперь искать дела по трамваю станицы Крымской – не известно. Остается последнее: перебирать в архиве каждое дело заседаний Черокрисполкома, Черплана, ЧерЭКОСО (Черноморского экономического совещания) и других организаций, внимательно просматривать каждый листочек и надеяться найти хоть пару нужных строчек. Но на это нужны годы. Дел-то не одна сотня. Да и каждое из них по-своему интересно и скрывает множество других тайн по истории Новороссийска.

                                                                                                                                                                       С.А. Санеев
Новороссийское городское историческое общество

Л и т е р а т у р а

1. О.В. Матвеев, Б.Е. Фролов «В вечное сохранение и напоминание славных имён…» Краснодар 2005 г., стр. 17 – 18
2. НГА ф. Р-9, оп. 1, д. 32, л. 21, подлинник
3. НГА ф. Р-9, оп. 1, д. 32, л. 4, копия с копии
4. «Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793 – 1980 гг.)» Краснодарское книжное издательство 1986 г.
5. НГА ф. Р-11, оп. 1, д. 154, лл. 10 - 22, подлинник
6. «Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793 – 1980 гг.)» Краснодарское книжное издательство 1986 г.


23.07.2011

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru