1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

О поставках оружия Добровольческой армии

Конверт письма из Австралии

Вот в таком замечательном конверте Администрация нашего сайта получила сегодня несколько документов, ранее приобретенных на одном из зарубежных интернет-аукционов.

Поскольку продавцу было лень, судя по всему, сканировать все листы выставленного на аукцион лота, приобретали мы, можно сказать, "кота в мешке" - кипу пожелтевших бумаг, зная только что они относятся к дореволюционному периоду России.

Поэтому каково же было наше удивление, когда среди вороха бумаг мы обнаружили несколько писем, оправленных в 1918 году из Екатеринодара в Ростов-на-Дону.

Причем не просто писем! А переписку Начальника Военного и Морского отдела Добровольческой армии Александра Сергеевича Лукомского с Атаманом Всевеликого Войска Донского П.Н.Красновым!

Для тех кто запамятовал, кто это такие, напомним:

Лукомский, Александр Сергеевич (1868—1939)   — генерал-лейтенант Генштаба. Окончил Петровско-Полтавский кадетский    корпус, 1-е Павловское военное училище, Николаевское инженерное училище и   Николаевскую академию Генерального штаба (1897). Из училища был выпущен   во 2-й саперный батальон. После окончания академии с января 1898 г.    служил в Киевском военном округе старшим адъютантом штаба 12-й пехотной    дивизии. С 1902 г. по 1907 г. — старший адъютант штаба Киевского    военного округа. В 1907 г. — полковник и начальник штаба 42-й пехотной    дивизии. В 1909 г. — и. д. начальника мобилизационного отдела Главного    штаба. В 1910 г. — генерал-майор и начальник мобилизационного отдела    Главного управления Генерального штаба. В 1914 г. подготовил и провел    общую мобилизацию, за что был награжден орденом Св. Владимира 4-й    степени на Георгиевской ленте. С 1915 г. — помощник военного министра. В   апреле 1916 г. произведен в генерал-лейтенанты и назначен начальником    32-й пехотной дивизии на Юго-Западном фронте. В конце того же года    назначен генерал-квартирмейстером Ставки и заместителем председателя    Особого совещания по обороне государства. В 1917 г. — начальник штаба    Верховного Главнокомандующего при генерале Корнилове. В начале сентября    1917 г. вместе с генералом Корниловым был арестован Временным    правительством и заключен в Быховскую тюрьму. Бежал из Быхова на Дон и    участвовал в организации Добровольческой армии. В декабре 1917 г. был    назначен генералом Корниловым начальником штаба армии. С начала февраля    1918 г. недолгое время был представителем Добровольческой армии при    Донском атамане.

Лукомский А.С. - генерал-лейтенант Генштаба

9 февраля   1918 г., накануне выхода Добровольческой армии в 1-й Кубанский поход,    генерал Лукомский был тайно послан генералом Корниловым в Екатеринодар в   качестве его представителя при Кубанском правительстве. Через несколько   дней был задержан большевиками. Чудом спасся и вынужден был выехать в    Царицын, а затем в Киев и Одессу, где устанавливал связь с офицерскими    организациями. Генералу Лукомскому удалось возвратиться в штаб    Добровольческой армии лишь в июле 1918 г. Он был назначен заместителем    председателя Особого совещания при Верховном руководителе    Добровольческой армии генерале Алексееве. В октябре 1918 г. генерал    Лукомский становится начальником Военного управления и помощником    Главнокомандующего. С 12 октября 1919 г. по декабрь того же года —    председатель Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР. 17 декабря    1919 г., в связи с ликвидацией Особого совещания, был назначен    генералом Деникиным председателем правительства при Главнокомандующем    ВСЮР. 8 февраля 1920 г. приказом генерала Деникина по Генеральному штабу   вместе с генералами Врангелем, Шатиловым и адмиралами Ненюковым и    Бубновым был "уволен от службы" за поддержку кандидатуры генерала    Врангеля на место командовавшего в Крыму генерала Шиллинга. В конце    марта 1920 г. генерал Врангель назначил генерала Лукомского    представителем Главнокомандующего при союзном командовании в    Константинополе. После эвакуации армии генерала Врангеля из Крыма в    ноябре 1920 г. генерал Лукомский состоял в распоряжении    Главнокомандующего. В начале 1920-х гг., во время пребывания Великого    Князя Николая Николаевича в Антибе, на юге Франции, генерал Лукомский    проживал в Ницце. Он пользовался расположением Великого Князя и считался   его советником. В 1924—1925 гг. выполнял секретные поручения Великого    Князя. По желанию Великого Князя, 31 июля 1926 г. генерал Врангель    назначил генерала Лукомского начальником всех воинских организаций,    связанных с РОВСом в Америке и на Дальнем Востоке. После 1928 г. — в    распоряжении председателя РОВСа. Генерал Лукомский скончался в Париже 25 февраля 1939 г. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Пётр Никола́евич Красно́в (10 [22] сентября 1869,   Санкт-Петербург — 16 января 1947, Москва) — генерал Русской императорской   армии, атаман Всевеликого Войска Донского, военный и политический деятель,   писатель и публицист. Во время Второй мировой войны занимал пост начальника   Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных   оккупированных территорий.

Родился в Санкт-Петербурге, из дворян Войска Донского.

В 1880 году Пётр Краснов поступил в 1-ю Петербургскую   гимназию. Из 5-го класса перевёлся в 5-й класс Александровского кадетского   корпуса, который окончил вице-унтер-офицером и поступил в Первое военное   Павловское училище. Окончил его 5 декабря 1888 года первым в выпуске с занесением его имени золотыми буквами на мраморной доске.

В августе 1889 года выпущен хорунжим в комплект донских   казачьих полков с прикомандированием к Лейб-Гвардии Атаманскому полку. В 1890   году зачислен в Лейб-гвардии Атаманский Полк; в 1892 году поступил в   Академию Генерального штаба, но через год по собственному желанию вернулся в   свой полк. По Высочайшему повелению в 1897 году был начальником конвоя   дипломатической миссии в Аддис-Абебу (Абиссиния). В 1901 году командирован   военным министром на Дальний Восток для изучения быта Манчжурии, Китая, Японии и Индии.

С 1891 года писал беллетристику и статьи по военной теории. В   1896 году женился на Лидии Фёдоровне Красновой, урождённой Грюнайзен. Во время   боксёрского восстания в Китае и русско-японской войны — военный корреспондент.   Сотрудничал в журналах «Военный инвалид», «Разведчик», «Вестник русской   конницы» и многих других. В 1909 году окончил Офицерскую кавалерийскую школу, а   в 1910 году был произведён в полковники, командовал 1-м Сибирским казачьим   Ермака Тимофеева полком на границе с Китаем, в городе Джаркенте Семиреченской   области. С октября 1913 года — командир 10-го Донского казачьего генерала   Луковкина полка, стоявшего на границе с Австро-Венгрией, во главе которого вступил в Первую мировую войну.

Отличился в первые же дни войны, был награжден Георгиевским   оружием. В ноябре 1914 года был произведён в генерал-майоры и назначен   командиром 1-й бригады (в составе 9-го и родного 10-го полков) 1-й Донской   казачьей дивизии. С мая 1915 года — командир 3-й бригады Кавказской туземной конной дивизии. Был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

С июля 1915 года — начальник 3-й Донской казачьей дивизии, с   сентября — начальник 2-й Сводной казачьей дивизии. В конце мая 1916 года   дивизия Краснова одна из первых начала Луцкий прорыв армий Юго-Западного фронта   (Брусиловский прорыв). 26 мая 1916 года в бою у Вульки-Галузинской тяжело ранен пулей в ногу.

После февральской революции Краснов в политике участия не   принимал и продолжал службу в своей части. В июне 1917 года был назначен   начальником 1-й Кубанской казачьей дивизии, в сентябре — командующим 3-м конным   корпусом, был произведен в генерал-лейтенанты. Был арестован в ходе   Корниловского выступления по прибытии в Псков комиссаром Северного фронта, но   затем освобождён.

Краснов П.Н. — генерал Русской императорской армии

 

После захвата большевиками власти в Петрограде по приказу А. Ф. Керенского двинул части корпуса в количестве 700 человек на Петроград. 27 октября (9 ноября) эти части заняли Гатчину, 28 октября (10 ноября) — Царское Село, выйдя на ближайшие подступы к столице. Но, так и не получив подкреплений, ввиду крайней малочисленности своих сил, Краснов заключил перемирие с большевиками, которые, нарушив его условия, вошли в Царское Село, окружили и разоружили казаков. Сам Краснов был под честное слово не воевать с большевиками отпущен на свободу и уехал на Дон, где продолжил антибольшевистскую борьбу, возглавив в марте 1918 года сопротивление казаков.

К маю 1918 года восставшие казаки выбили с территории   Области Войска Донского отряды красногвардейцев. 16 мая 1918 года Краснов был   избран атаманом Донского казачества. Сделав ставку на Германию, опираясь на её   поддержку и не подчиняясь А. И. Деникину, по-прежнему ориентировавшемуся на   «союзников», он развернул борьбу с большевиками во главе Донской армии. Краснов   отменил принятые декреты Советской власти и Временного правительства и создал Всевеликое Войско Донское как самостоятельное государство.

Большой Войсковой Круг, созванный в августе 1918 года,   произвёл атамана Краснова в генералы от кавалерии и наделил его диктаторскими полномочиями.

Став атаманом, Краснов активно занялся развитием   инфраструктуры и экономики казачьего государства. Войска Всевеликого Войска   Донского — Донская армия — составляли на середину 1918 года 17 тысяч человек;   свои полки выставляла каждая станица. На военную службу принимались и   иногородние крестьяне, за что им жаловалось казачество и выделялась земля.   Офицеров бывшей Русской императорской армии призывали возвращаться на службу в   Донскую армию, что значительно укрепило её иерархическую структуру. В войсковых   соединениях были созданы штабы, и новая Донская армия стала выдвигать своих   известных командиров — генерала Мамантова, полковника Гусельщикова, генерала   Денисова, генерала И. Г. Фицхелатурова. На Дону были введены военно-полевые   суды, объявлена мобилизация 25 возрастов. Станичные пополнения сводились в   номерные полки, конница и артиллерия выделялись в конные и артиллерийские   бригады, дивизии и корпуса. Казаки 1899—1900 годов рождения были определены в   особые военные формирования, получившие название Молодой армии. По замыслу Краснова, они должны были стать ядром кадровой армии Дона.

Сразу же после своего избрания атаманом Краснов направил   телеграмму германскому императору Вильгельму II о том, что Всевеликое Войско   Донское как субъект международного права не считает себя в состоянии войны с   Германией. Он также обратился к Германии за помощью с оружием и   предложил установить торговые отношения. Во втором послании к Вильгельму   Краснов попросил и о том, чтобы впоследствии, по мере освобождения от   большевиков, Германия признала право на самостоятельность Кубанской, Терской и   Астраханской областей, а также Северного Кавказа, и выступила посредником в   переговорах с Советской Россией об установлении мирных отношений с Доном. За   это Краснов обещал полный нейтралитет по отношению к Германии и недопущение на   Донскую территорию враждебных германскому народу вооруженных сил. Обращения   Краснова были благосклонно приняты в Берлине. Германские власти признали     правительство Краснова и начали поставку вооружений в обмен на продовольствие.   По соглашению с Германией, Дон получил 11 тыс. винтовок, 44 орудия, 88 пулемётов, 100 тысяч снарядов и около десяти миллионов патронов.

Итак, вот первое из писем, отправленное ровно 96 лет назад:

Письмо Лукомского А.С. адресованное Краснову П.Н. - страница 1

 

Письмо Лукомского А.С. адресованное Краснову П.Н. - страница 2

 

Трудно передать чувство, которое испытываешь держа в руках подобный документ. Представляется, как письмо надиктовывалось, правилось, как денщик отправлял его (или вез в опечатанном конверте), вручал Краснову, а тот, хмуря брови, читал его.

Как Вы считаете, как письмо оказалось в Австралии?

А теперь пару слов об опоминающихся пулеметах Льюиса. Идея конструкции принадлежала Сэмюэлу Маклину (англ. Samuel   Mac Lean), но воплотил её американец — полковник Армии США Айзек Ньютон Льюис. Изначально Льюис предполагал использовать свой пулемёт как   станковый, с водяным охлаждением, однако в дальнейшем перешёл к идее разработки ручного пулемёта с принудительным воздушным охлаждением ствола.

Льюис не сумел убедить руководство в необходимости принять   на вооружение его конструкцию, вышел в отставку и покинул США в 1913 году.   Вначале он уехал в Бельгию, и вскоре — в Великобританию. В Бельгии для   производства пулемёта он основал компанию Armes Automatique Lewis в Льеже. В Великобритании   Льюис тесно сотрудничал с компанией Birmingham Small Arms (BSA) с целью   преодолеть некоторые трудности, возникшие при производстве данного оружия.

       

Пулемет Льюиса - вид сверху

Производство пулемёта началось на заводах BSA (Великобритания), и первой на вооружение РП Льюиса приняла бельгийская армия в 1913 году, а боевое крещение «Льюис» получил в 1914 году, с началом Первой мировой войны. К концу 1930-х он был снят с вооружения, однако с началом Второй мировой войны его вернули в строй после частичной модернизации, в ходе которой были сняты радиаторы, а две сошки были заменены одной телескопической. Кроме армейских имелись и авиационные варианты.

Из-за манёвренности и общей скрытности пулеметы Льюиса были   прозваны солдатами Кайзеровской Германии «гремучей змеёй», чему способствовал   характерный звук пулеметной очереди.

Пулемет Льюиса - вид сбоку

В России первые 10 пулемётов «Льюис» были куплены в июле 1913 года и после испытаний переданы в Офицерскую стрелковую школу. В 1916 году по инициативе царского правительства было подписано соглашение о поставке в Россию 9 600 пулемётов американского и 1 800 — английского производства. Пулемёты «Льюис» использовались и в ходе Гражданской войны. В частности, пулемётами «Льюис» была вооружена личная охрана батьки Махно — «люйсисты». Пулеметы американского происхождения были изготовлены под патрон Мосина 7,62 мм (клеймо на затыльнике − 0,3). Английские стреляли патроном .303 British. Последние были популярней ввиду повышенной калечащей способности пули Mk VII. Английские пулеметы «Льюис» под 7,71-мм патрон использовались на территории России преимущественно в авиации.

Пулемёты «Льюис» оставались на военных складах вплоть до   Великой Отечественной войны и использовались на её начальном этапе. Широко   известна фотография пулемётчиков с ручными «Льюисами», марширующих на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади перед уходом на фронт.

Также такие пулемёты стояли на эстонских подводных лодках   типа «Калев» британского производства, вошедших в состав советского Балтийского флота в 1940 году.

Пулемет Льюиса - вид снизу

На сегодня все.

Ожидайте публикации следующих писем.

Редколлегия сайта

18.10.2014

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru