1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

В.Н.Смирнов, коллекционер старинных кирпичей:  «Кирпичный Екатеринодар»

В окрестностях Краснодара кирпичное производство развивалось с незапамятных времен. Свидетельством тому служат находки на месте древних городищ, например, в районе Краснодарской районной электростанции и на Дубинке близ мясокомбината. На месте этих поселений археологами обнаружены т.н. «саманные» кирпичи, изготовленные в I-II веках н.э. из близлежащих залежей глины с добавлением соломы или других волокнистых материалов (продуктов обработки льна или других растений). Такие кирпичи сушились естественным путем на солнце и служили основным строительным материалом нашим далеким предкам.

Уже много позже, в конце XVIII века, начинают зарождаться первые более или менее промышленные масштабы производства кирпичей для возведения строений для размещения казачьих войсковых частей. 10 мая 1795г. в курени поступает приказ об устройстве за Карасуном первого промышленного заведения Екатеринодара – войскового кирпичного завода, «чего войсковая польза, честь и слава требуют». На нем работало около 80 казаков, откомандированных из полков, несущих пограничную службу, и наемные рабочие. Кирпич выделывался размером 8x3x1,5 вершка (35,5x13,3x6,7см). Из него было построено 40 куреней в крепости Черноморского казачьего войска, здание канцелярии, церковь на городском кладбище. Завод состоял из 6 печей и 8 сараев для сушки, а также 29 столов для «изделки кирпича». Условия работы были крайне тяжелыми; производство неоднократно прерывалось из-за побегов и болезней рабочих. Особым указом регламентировалось качество кирпича: «При кладке в строение приниматься должен разбитый пополам кирпич только двести в каждой тысяче, а если на три части – того … не употреблять». Недаром некоторые курени простояли почти 200 лет! В 1829г. был выстроен новый казенный кирпичный завод, продукция которого также могла продаваться жителям по цене 20руб. за 1 тыс. штук. К 1847г. в Екатеринодаре имелось 3 кирпичных завода, столько же зафиксировано и в 1864г., причем все они обслуживали потребности самого города. 

С превращением Екатеринодара в гражданский город – столицу Кубанской Области – а также с развитием экономики России в целом, начиная с 1870-х годов отмечается бурный рост кирпичного производства Екатеринодара и открытие большого количества мелких и средних кирпичных производств. С 1867г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (частные особняки, промышленные предприятия, публичные учреждения). В 1874г. в Екатеринодаре работает 19 кирпичных заводов, а к 1887г. в городе имеется 44 завода с общей численностью занятых рабочих около 400 человек, вырабатывающих ежегодно 17860 тыс. кирпичей на сумму 18,5 тыс. рублей (около 1р. за 1 тыс. штук). К крупнейшим заводам относились предприятия барона Леонгарда Штейнгеля (35 человек) и Ивана Даниленко в станице Елисаветинская (56 человек), в то время как в среднем на кирпичном производстве трудилось по 5-6 человек. К 1895г. количество кирпичных производств практически не изменилось (43), и только с началом I-ой Мировой Войны стало уменьшаться в связи с банкротствами хозяев и обострившейся конкуренцией на строительном рынке.

До этого момента мы ничего не упоминали о том, как же маркировалась продукция кирпичных заводов. По всей видимости, первые кирпичные заводы начала XIX века выпускали неклейменый кирпич, поскольку он не предназначался для продажи, а использовался строго для казенных нужд. Впрочем, нельзя исключать наличие на таких кирпичах т.н. «счетных меток» - точек, штрихов, цифр или иных отметок, сделанных мастером для облегчения подсчета количества выпущенной продукции или партий, например, на каждом сотом или ином по счету кирпиче. Мы будем признательны за сообщения тем, кто, возможно, обращал внимание на подобные знаки. Далее, несмотря на Сенатский Указ от 24.01.1847 г. о «Правилах о единообразной и прочной выделке кирпича», по которому «на каждом (!) кирпиче должно быть непременно клеймо того завода, на котором он выделан», многие кирпичные заводы (в том числе и в Екатеринодаре) продолжали выпускать кирпич без клейм, не особенно беспокоясь о нарушении следования Указу в далекой от Петербурга провинции. Как это часто бывает, ситуация резко изменилась с развитием рынка и высоким конкурентным спросом начиная с 1870-х годов. Клеймо, которое по замыслу составителей Указа, предназначалось для того, чтобы «было с кого спросить», пережив промышленную революцию и многочисленные этапы развития торговли и ведения бизнеса, превратилось к началу XX века в мощное средство рекламы своего товара и получения прибыли производителями, сохранив при этом свою первоначальную функцию. Обычная малоприметная метка завода стала отличительным товарным знаком, привлекающим к нему внимание покупателей и гарантирующим его качество.

Ниже мы приведем некоторые типичные клейма на кирпичах, найденных в Краснодаре, и призываем всех заинтересовавшихся этой тематикой присылать в наш адрес фото своих находок для пополнения накопленной нами «базы». Характерными особенностями екатеринодарских клейм являются:

  • Расположение клейма на постели (самой широкой части) кирпича, в то время как, например, в центральной части России в основном использовались тычковые клейма (на самой узкой части);
  • Выпуклость клейма по отношению к лицевой стороне, т.е. изготовление прорезей в матрице формы для клеймения – такое свойство явно идет не на пользу сохранности клейма и его затиранию со временем;
  • Двухбуквенный характер клеймения по первым буквам имени и фамилии владельца, причем именно в такой последовательности, принятой в официальных документах Российской Империи.

К 1910 годам в Екатеринодаре появляются «рамочные» клейма, где инициалы владельца по-прежнему выпуклые, но заключены в прямоугольную рамку, а также встречается полное написание фамилии («ТРАХОВЪ», «ЗУРКОВ»), хотя и достаточно редко в отличие от столичных клейм, где в это время простые буквенные сочетания уже практически не используются. Следует также отметить, что екатеринодарские кирпичи в большинстве своем отличаются несколько более серым оттенком цвета, что, по всей видимости, обусловлено особенностями состава местной глины с примесями каолина, что добавляет таким кирпичам  прочности и огнестойкости.

Для расшифровки клейм использовались сведения о кирпичных заводах Российской Империи, опубликованные во всевозможных общероссийских справочниках и указателях промышленных предприятий, а также Кубанских Справочниках, за период 1870-1915гг. Дело в том, что в архивных документах пока не удалось обнаружить никаких указаний о документальной привязке клейма к конкретному кирпичному заводу, причем не только в Екатеринодаре, но и во всем российском архивном фонде. Ввиду значительных утрат, понесенных местными фондами в связи с войнами и продолжительной эпохой забвения российской истории, нам остается лишь предполагать наиболее достоверные интерпретации клейм в их привязке к конкретным кирпичным заводам, основываясь не только на сохранившихся скупых сведениях, но и привлекая определенную интуицию, что естественно не гарантирует 100% правильность интерпретации аббревиатуры на клейме. Однако, в это и состоит одна из привлекательнейших сторон познания своей истории, дошедшей до нас в спрессованных временем крошащихся символах, которые подают нам отовсюду немые знаки из такого призрачного, но неистребимого прошлого…

Клейма на кирпичах, найденных в Краснодаре

В данном случае имеются, по крайней мере, две претендентки на право использования такого клейма: Евгения Луспиаровна Кузнецова и Евдокия Ивановна Курбатова. Завод первой владелицы был крупнее и возможно мы имеем дело с клеймом именно этого производства. Оба завода упоминаются в справочниках в 1897г.

Кирпич с данным клеймом относится к Екатеринодарскому  Тюремному Заводу, или правильнее говоря, Кубанскому Областному о Тюрьмах Попечительному Комитету. Он был учрежден в конце XIX века и работал до начала 1910-х годов.

По происхождению данного клейма имеются неясности, связанные с тем, как правильно трактовать написание симметричных букв: "НФ" или "ФН". В Екатеринодаре существовал завод Федосия Васильевича Никоненко, который числится работающим в 1897г. и 1903г., так что данное клеймо вполне соответствует данному владельцу.

Однако,  помимо данного завода в списках также упоминается и другой владелец с такой же фамилией Захарий Григорьевич Никоненко. Его завод был основан в 1873г. и упоминается вплоть до 1909г. Если соотнести этот завод с клеймом "НЗ", то не лишено смысла предположить, что в данном случае инициал фамилии ставился на первое место. Тогда и приведенное выше клеймо можно прочитать как "НФ" и оба клейма отличаются лишь вторыми буквами имени производителя. Пока не выяснено, имелись какие-либо родственные связи между этими владельцами.

Кирпич произведен на заводе Карпа Семеновича Гурова. Завод упоминается в различных списках начиная с 1897г. по 1909г. на улице Панский Кут.

Этот экземпляр относится к заводу Михаила Евстафьевича Хомякова, основанного в 1868г. После 1887г. данное предприятие в списках не значится, а на его месте (недалеко от нынешней КРЭС) позже возникает один из крупнейших заводов Екатеринодара Л.Н.Трахова

Кирпич изготовлен на заводе Николая Егоровича (по некоторым данным Леонтьевича) Мартыненко, основанного в 1873г. Последнее упоминание о работе завода приходится на 1909-1910гг.

Единственное упоминание о заводе в Екатеринодаре, с которым могло бы быть связано данное клеймо, относится к 1903г. и указывает на владельца Николая Владимировича Шведова.

К сожалению, в настоящий момент мы располагаем лишь одним упоминанием об этом заводе в 1901г., а владелец известен нам только по инициалам  И.А.Зурков. Любопытно, что в написании фамилии отсутствует обязательная в то время последняя буква "ъ".

По поводу этого клейма возможны разночтения в прочтении, связанные с ошибкой изготовления матрицы клейма и, как следствие, неправильным изображением букв. На данном этапе все-таки правильной признается версия "Е.М" с учетом перевернутой "М" (хотя с равным успехом это может относится и к написанию "М.Е." с перевернутой "Е"!). Дело в том, что в Екатеринодаре существовало кирпичное производство мещанки Екатерины Саввовны Мартыненко(вой), причем в 1910г. за ней числится даже 2 завода, а в 1909г. - один.

Опять же налицо небрежность в изображении матрицы клейма, в результате чего союз "и" оказался перевернутым. Скорее всего, на клейме надпись "А.иС" означает принадлежность заводу Торгового Дома "Я.К.Агафонов, К.Агаханов и А.Саркисьянц", фигурирующего в списках за 1911г.

Ввиду значительного количества фамилий заводчиков Екатеринодара, чья фамилия начинается на "Б", идентифицировать данное клеймо со 100% достоверностью не удается. Однако, среди наиболее крупных заводов выделяется принадлежащий купцу Ивану  Яковлевичу Борискину. Это производство было основано в 1870г. и просуществовало до начала 1910-х годов.

Опять же назвать владельца завода по одной букве фамилии затруднительно. К известным заводам, например, относился завод Ивана Максимовича Дорошенко, работавший с конца XIX века по 1912г.

Скорее всего, эти инициалы указывают на завод Василия Никандровича Смирнова, который упоминается на Набережной улице в списках 1903-1909гг.

Этот кирпич, вероятно, относится к заводу М(ихаила) Я(ковлевича?) Захарова, который работал в 1905-1909гг.

Слитное написание букв  клейма зачастую предполагает некое объединение производителей, так что это вполне может относится к Товариществу Макарова и Попова, числящемуся в списке кирпичных заводов в 1905г. Позже Мирон Викторович Попов уже владеет кирпичным заводом единолично. 

Одним из крупнейших кирпично-черепичных производств было предприятие, которым владел купец Лю (Лий) Нахлухович Трахов, завод которого был основан в 1900г. на месте выкупленного и модернизированного им  завода Хомякова. В 1903г. у него работало 68 чел., в 1912г. – уже 130 чел. Адыгеец по национальности, Лю Трахов начинал свою деятельность простым возчиком шпал из-за Кубани, но постепенно разбогател и построил дом, который до сих пор стоит (ул. Мира д.61).

На третьей Кубанской сельскохозяйственной и промышленной выставке, проходившей осенью 1900г. в Екатеринодаре, Л.Н. Трахову «по отделу черепицы и кирпича» сразу же была присуждена золотая медаль. о Л.Н.Трахове можно более подробно прочитать, например, на http://gazetavk.ru/?d=2004-11-13 ).

Скорее всего, клеймо «ЛТ» также принадлежит заводу Л.Н.Трахова.

Клеймо «КЕРАМИКА» означает, что кирпич произведен на заводе «Первого Кубанского Товарищества огнестойких строительных материалов». Организованное в начале 1910-х годов, оно располагало производством при спуске по улице Панский Кут. В 1912г. на нем трудился 81 рабочий. 

Пока определить производителя данного кирпича не удалось. Возможно, инициалы владельца соответствуют буквам «Л» и «С», а «К», отделенное двоеточием, означает «кирпич».

Кирпич вероятнее всего произведен на заводе Льва Петровича Качкадалова, который значится в списках заводчиков в 1887г. 

По этому клейму существует 2 варианта расшифровки – завод Дмитрия Т(арасовича?) Семенова, функционировавший в первое десятилетие XX века, или Даниила Степановича Скачко (основан в 1896г. и проработал до середины 1910-х). Завод последнего был более крупный. 

Пока определить производителя данного кирпича не удалось. Есть предположение, что это продукция уже упоминавшегося ранее в связи с клеймом «Е.Т.З.» Екатеринодарского  Тюремного Завода.

Пока определить производителя данного кирпича не удалось.

Одним из кирпичных заводов, которые  наиболее стабильно работали в Екатеринодаре на протяжении более 10 лет с конца XIX века, являлось производство Автонома Акимовича Иванова (в некоторых справочниках его фамилия написана как Иванас).

Вероятнее всего, клеймо принадлежит заводу Александра Петровича Кошкодамова, который работал непродолжительное время на рубеже веков. 

Ввиду того, что данный владелец, в отличие от многих  ему подобных, в качестве клейма использовал не 2, а все 3 литеры своего имени, отчества и фамилии, определить его не составило труда. Это Мирон Севастьянович Дробязко, завод которого работал с 1905г. по 1912г.

В.Н.Смирнов,
коллекционер старинных кирпичей

Автор благодарит Дениса Колодко и Елену Клинкову за помощь в пополнении коллекции и предоставленные фото.

Использованные материалы:

  1. http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/krg_arheolog.htm
  2. http://stanislav-81.livejournal.com/11524.html
  3. http://www.pseudology.org/goroda/krasnodar_19.htm
  4. http://www.v-smirnov.ru/
  5. http://www.myekaterinodar.ru/forum/kleiyma/kirpichi/

30.12.2012

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru