Санеев С.А.: «Война подводных лодок против поездов на Черном море.»
Война подводных лодок против поездов на Черном море
Когда я первый раз попал в архив, я думал, что смогу найти ответы на все интересующие меня вопросы по истории. И глубоко разочаровался, лишний раз убедившись в правоте древних, утверждавших, что граница знания – это круг. Чем больше круг, тем больше длина окружности, соприкасаемая с непознанным. Другими словами, чем больше работаешь в архивах, тем больше возникает вопросов на которые не находишь ответов.
Таким примером могут быть два факта из истории Черноморской железной дороги.
В солидной книге «Декреты Советской власти» мне попался декрет «О железнодорожном строительстве», принятый 14 октября 1920 года. Среди перечислений работ по двум десяткам железных дорог на 1921 г. упоминается:
«... Ликвидировать строительные управления и прекратить все работы на указанных ниже широкой колеи до 1 января 1921 г.:
... 9) На линии Туапсе – Новосенаки – 255 верст, а именно участок от Сочи до Новосенак...
... Поручить комитету государственных сооружений и прочим подлежащим органам сдать, а народному комиссариату путей сообщения принять до 1 января 1921 года в эксплуатацию следующие линии широкой колеи, либо открыть на них временное движение с передачей их в ведение народного комиссариата путей сообщения:
... 5) Туапсе – Сочи, 75 верст...»[1]
Новосенаки при Советской власти были переименованы в станцию Миха Цхакая, как называется эта станция в Свободной Грузии не знаю. Железная дорога до нее была достроена только после Великой Отечественной войны.
Это все вступление ко второму, более интересному документу: выписки из секретной оперативной сводки ЧерЧК (Черноморской ЧК) от 5 февраля 1921 года. Поскольку в документе дата не приведена, описанный случай мог произойти в конце января -начале февраля 1921 года, скорее всего с 1 по 4 февраля:
«...Поезд, шедший в Сочи, был остановлен подводной лодкой, подошедшей близко к берегу. На лодке было вывешено три флага: красный, белый и французский. На борту находилось 5 человек при одном пулемете и небольшой пушке. Продержав поезд с полчаса и спросив куда едет и кто едет, находившиеся на лодке разрешили продолжить путь, а сама повернула курсом на Туапсе и ушла.
Предчека Львовский»[2]
Как видно из текста, железная дорога Туапсе – Сочи в феврале 1921 года уже работала. Вопрос о подводной лодке под французским флагом, смело плавающей в территориальных водах Советской России, позволявшей себе обстреливать поезд. Ведь как еще можно с моря остановить движущийся поезд, как не обстреляв будку машиниста из пулемета. И подошла лодка довольно близко к берегу, так как разговоры велись голосом, без всяких усиливающих приспособлений.
Можно только предположить, что это могла быть одна из подводных лодок бывшего Русского Императорского флота, уведенная Врангелевцами из Севастополя в ноябре 1920 года.
Отметим, так же, что до этого сообщалось:
«...9-го сего января (1921 г.) в первом часу дня в районе Анапа - Сукко два неприятельских миноносца и одно тральное судно обстреляли из орудий наше судно "Эльпидор"*, на котором находилось до 300 товарищей матросов. В результате этого обстрела на нем оказалось 5 убитых, 27 раненых, 3 контуженных и 3 отравленных удушливыми газами.
Все пострадавшие размещены в лазаретах и больницах гор. Анапы, где им оказана мед. помощь.
Военными властями были приняты все меры к отвращению неприятеля. Город был объявлен на осадном положении и по неприятельским судам был открыт огонь, в результате которого неприятельские миноносцы отошли в открытое море за пределы досягаемости. Перестрелка окончилась около двух часов дня...» [3]
В документе не правильно назван боевой корабль. Правильно «Эльпидифор № 415». Заложенный как канонерская лодка при царском правительстве, этот корабль пытались построить при всех властях и только после освобождения Николаева советскими войсками оно было достроено и 4 июня 1920 года было зачислено тральщиком в состав Морских сил Чёрного моря. 9 января 1921 года оно вышло из Новороссийска, неся на палубе торпедные катера № 7 и № 12, бывшие английские 40-футовые торпедные катера, захваченные 18 мая в персидском порту Энзели. Эти катера и привлекли внимание двух французских миноносцев и одного тральщика.[4]
Отсюда видно, что Гражданская война и военная интервенция не закончилась на Черноморском побережье Краснодарского края в марте 1920 года, как это указывается в исторических трудах, а продолжалась, как минимум, еще год. И работа в архивах позволит сделать много интересных открытий в нашей истории.
Поезда, идущие от Туапсе до Сочи, обстреливались подводными лодками и в годы Великой Отечественной войны.
Первоначально, защита поездов, идущих по этой дороги предусматривалось. В конце 30-х годов в Туапсе развернули 8-й дивизион бронепоездов РККА в составе двух легких бронепоездов № 16 и № 45 и тяжелого № 21, командир дивизиона подполковник Суханов. Бронепоезд № 21 базировался на Адлер, в два других – на Туапсе. 22 июня 1941 года, перейдя на штаты военного времени дивизион начал патрулирование на участке дороги от Туапсе до Адлера. Но тяжелая обстановка на фронтах заставила командование в июле перевести бронепоезд № 16, командир капитан Коржевский, на Юго-Западный фронт, 9 сентября бронепоезд № 45, командир младший лейтенант Алекин, на Южный фронт, а в ноябре и тяжелый бронепоезд № 21 под Ростов. К концу 1941 года железная дорога на побережье осталась без защиты. Тогда и никто не думал, что война дойдет до этих мест.[5]
Летом 1942 года немцы по суше перевезли в Крым 30 торпедных катеров типа S, а концу года - 6 малых подводных лодок типа IIВ ( U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24 ). Кроме торпед, катера были вооружены двумя 20-мм пушками и 4 пулеметами, а подводные лодки - спаренным 20-мм зенитным автоматом. Автономность торпедных катеров и лодок позволяла совершать рейды из Ялты до Сочи. [7]
В сентябре 1942 года врагами был захвачен город Новороссийск и советские войска оказались прижаты к узкой полоске земли, идущей вдоль моря от поселка Кабардинка до Туапсе. Эти части стали Черноморской группой войск. В октябре начался штурм курортного города Туапсе, порта, узлового пункта железной дороги.
Курорт Сочи, всесоюзная здравница, превратился в прифронтовой город, базу снабжения Черноморской группы войск. Отметим, что в составе этой группы в 1942 году служил полковник Л.И. Брежнев.
Снабжение советских войск выполнялось по сложной схеме. Сначала по железной дороге грузы везли до Красноводска. Потом - по Каспийскому морю на кораблях до Баку. Далее - по железной дороге до Батуми и Поти. Здесь грузы перегружали на корабли и доставляли по Черному море до Туапсе. Или на автомобилях - до Адлера. А из Адлера по железной дороге до Туапсе. По железной дороге вывозили раненых в санатории Сочи, ставшие госпиталями.[8]
Первоначально, никакой охраны по линии железной дороги Туапсе – Адлер не было. Стоявшие на побережье 734-й и 638-й зенитно-артиллерийские полки, по одному дивизиону в Лоо, Дагомысе, Сочи и Адлере, и 734-й полк, командир полковник П.С. Кошин, в Лазаревском, имели задачу защиты железнодорожных станций от воздушного противника и десанта с моря. А на самый крайний случай предусматривалась противотанковая оборона с суши. Треть личного состава этих полков составляли девушки.[9]
Железнодорожные составы в пути никак не защищались. Не было в их составе зенитно-пулеметных вагонов, не устанавливались пулеметы на паровозах и крышах вагонов. От авиации спасали родные горы, да маневр скоростью. Немецкие летчики не рисковали бомбить и штурмовать железную дорогу с малых высот, резонно опасаясь врезаться в горы. Поэтому немецкое командование стало привлекать к штурмовке поездов торпедные катера и подводные лодки. Подойдя близко к берегу, немецкие корабли открывали огонь из пушек и пулеметов. Подводные лодки стреляли по ночам из надводного положения.
Паровозные бригады ни какой связи со станциями не имели. Об атаках на составы сообщали посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) системы ПВО Закавказского фронта и посты СниС (службы наблюдения и связи) Черноморского флота. Или же о появлении в море вражеских катеров и перископов подводных лодок. Получив тревожное сообщение, из ближайшего пункта базирования выскакивали советские торпедные катера или морские охотники МО-4. Завидя их, противник уходил в море.
В 1943 году командование флота организовало сопровождение поездов сторожевыми катерами. Под этими грозными названиями скрывались мобилизованные гражданские суда, чаще всего рыбачки, вооруженный одной небольшой пушкой калибром до 45-мм, а то и вообще одним - двумя пулеметами, со скоростью от 5 до 12 узлов (от 9 до 20 км/час), со своими гражданскими командами, получившими воинские звания. Небольшая скорость позволяла им сопровождать составы параллельными курсами, а быстроходные морские охотники проводили контрольное бомбометание глубинными бомбами акватории. Такая защита отбила всякое желание нападать на поезда не только у немецких моряков, но летчиков, не желавших попадать под огонь сторожевых кораблей. Патрулирование продолжалось до конца 1944 года, пока в Констанце не были уничтожены немецкие подводные лодки.[10]
Санеев С.А. Новороссийское историческое общество
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. «Декреты Советской власти» М. Политиздат 1980 г. т. Х 412 с. стр. 56, 57
2. Новороссийский городской архив ф. Р-11 оп. 1 д. 4 л. 67, подлинник
3. Новороссийский городской архив ф. Р-9 оп. 1 д. 117 л. 1 с оборотом, подлинник.
4. С.С. Бережной «Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота (1917-1927 гг.)» М. Воениздат 1981 г. Стр. 319 и 505
5. М. Коломиец «Бронепоезда Красной Армии 1930 – 1941 гг.» «Фронтовая иллюстрация» № 3 за 2004 г., М., изд. «Стратегия КМ», 80 стр., илл., стр. 73
6. В.Ф. Бильдин, В.И, Жаров «Переброска немецких подводных лодок в Чёрное море» в Сборнике "Гангут" выпуск 10 СПб изд. " Гангут 1996 г. стр. 103 – 108
7. Сборник " В боях за Туапсе " Краснодарское книжное изд. 1988 г.
8. " Восемнадцатая в боях за Родину " М. Воениздат 1982 г.
9. Т.И. Ростунов "Внимание: Воздушная тревога !" Издательство политической литературы Украины Киев 1990 г. стр. 172 – 179
10. М.В. Авдеев " У самого Черного моря " изд. ДОСААФ М. 1970 г., К.И. Воронин " На черноморских фарватерах " М. Воениздат 1989 г., В.Т. Проценко "Мгновения решают все " М. Воениздат 1973 г.
23.10.2011