1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

Санеев С.А.:  «Война подводных лодок против поездов на Черном море.»

Война подводных лодок против поездов на Черном море
                                 
Когда я первый раз попал в архив, я думал, что смогу найти ответы на все интересующие меня вопросы по истории. И глубоко разочаровался, лишний раз убедившись в правоте древних, утверждавших, что граница знания – это круг. Чем больше круг, тем больше длина окружности, соприкасаемая с непознанным. Другими словами, чем больше работаешь в архивах, тем больше возникает вопросов на которые не находишь ответов. 

Таким примером могут быть два факта из истории Черноморской железной дороги.

В солидной книге «Декреты Советской власти» мне попался декрет «О железнодорожном строительстве», принятый 14 октября 1920 года. Среди перечислений работ по двум десяткам железных дорог на 1921 г. упоминается:
 «... Ликвидировать строительные управления и прекратить все работы на указанных ниже широкой колеи до 1 января 1921 г.:
   ... 9) На линии Туапсе – Новосенаки – 255 верст, а именно участок от Сочи до Новосенак...
 ... Поручить комитету государственных сооружений и прочим подлежащим органам сдать, а народному комиссариату путей сообщения принять до 1 января 1921 года в эксплуатацию следующие линии широкой колеи, либо открыть на них временное движение с передачей их в ведение народного комиссариата путей сообщения:
   ... 5) Туапсе – Сочи, 75 верст...»[1]

Новосенаки при Советской власти были переименованы в станцию Миха Цхакая, как называется эта станция в Свободной Грузии не знаю. Железная дорога до нее была достроена только после Великой Отечественной войны.

Это все вступление ко второму, более интересному документу:  выписки из секретной оперативной сводки ЧерЧК (Черноморской ЧК) от 5 февраля 1921 года. Поскольку в документе дата не приведена, описанный случай мог произойти в конце января -начале февраля 1921 года, скорее всего с 1 по 4 февраля:

«...Поезд, шедший в Сочи, был остановлен подводной лодкой, подошедшей близко к берегу. На лодке было вывешено три флага: красный, белый и французский. На борту находилось 5 человек при одном пулемете и небольшой пушке. Продержав поезд с полчаса и спросив куда едет и кто едет, находившиеся на лодке разрешили продолжить путь, а сама повернула курсом на Туапсе и ушла.
                 Предчека Львовский»[2]

Как видно из текста, железная дорога Туапсе – Сочи в феврале 1921 года уже работала. Вопрос о подводной лодке под французским флагом, смело плавающей в территориальных водах Советской России, позволявшей себе обстреливать поезд. Ведь как еще можно с моря остановить движущийся поезд, как не обстреляв будку машиниста из пулемета. И подошла лодка довольно близко к берегу, так как разговоры велись голосом, без всяких усиливающих приспособлений.

Можно только предположить, что это могла быть одна из подводных лодок бывшего Русского Императорского флота, уведенная Врангелевцами из Севастополя в ноябре 1920 года.
Отметим, так же, что до этого сообщалось: 

«...9-го сего января (1921 г.) в первом часу дня в районе Анапа - Сукко два неприятельских миноносца и одно тральное судно обстреляли из орудий наше судно "Эльпидор"*, на котором находилось до 300 товарищей матросов. В результате этого обстрела на нем оказалось 5 убитых, 27 раненых, 3 контуженных и 3 отравленных удушливыми газами.
Все пострадавшие размещены в лазаретах и больницах гор. Анапы, где им оказана мед. помощь.
Военными властями были приняты все меры к отвращению неприятеля. Город был объявлен на осадном положении и по неприятельским судам был открыт огонь, в результате которого неприятельские миноносцы отошли в открытое море за пределы досягаемости. Перестрелка окончилась около двух часов дня...» [3] 

В документе не правильно назван боевой корабль. Правильно «Эльпидифор № 415». Заложенный как канонерская лодка при царском правительстве, этот корабль пытались построить при всех властях и только после освобождения Николаева советскими войсками оно было достроено и 4 июня 1920 года было зачислено тральщиком в состав Морских сил Чёрного моря. 9 января 1921 года оно вышло из Новороссийска, неся на палубе торпедные катера № 7 и № 12, бывшие английские 40-футовые торпедные катера, захваченные 18 мая в персидском порту Энзели. Эти катера и привлекли внимание двух французских миноносцев и одного тральщика.[4]

Отсюда видно, что Гражданская война и военная интервенция не закончилась на Черноморском побережье Краснодарского края в марте 1920 года, как это указывается в исторических трудах, а продолжалась, как минимум, еще год. И работа в архивах позволит сделать много интересных открытий в нашей истории.

Поезда, идущие от Туапсе до Сочи, обстреливались подводными лодками и в годы Великой Отечественной войны.

Первоначально, защита поездов, идущих по этой дороги предусматривалось. В конце 30-х годов в Туапсе развернули 8-й дивизион бронепоездов РККА в составе двух легких бронепоездов № 16 и № 45 и  тяжелого № 21, командир дивизиона подполковник Суханов. Бронепоезд № 21 базировался на Адлер, в два других – на Туапсе. 22 июня 1941 года, перейдя на штаты военного времени дивизион начал патрулирование на участке дороги от Туапсе до Адлера. Но тяжелая обстановка на фронтах заставила командование в июле перевести бронепоезд № 16, командир капитан Коржевский, на Юго-Западный фронт, 9 сентября бронепоезд № 45, командир младший лейтенант Алекин, на Южный фронт, а в ноябре и тяжелый бронепоезд № 21 под Ростов. К концу 1941 года железная дорога на побережье осталась без защиты. Тогда и никто не думал, что война дойдет до этих мест.[5] 

Летом 1942 года немцы по суше перевезли в Крым 30 торпедных катеров типа S, а концу года - 6 малых подводных лодок типа IIВ ( U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24 ). Кроме торпед, катера были вооружены двумя 20-мм пушками и 4 пулеметами, а подводные лодки - спаренным 20-мм зенитным автоматом. Автономность торпедных катеров и лодок позволяла совершать рейды из Ялты до Сочи. [7]

В сентябре 1942 года врагами был захвачен город Новороссийск и советские войска оказались прижаты к узкой полоске земли, идущей вдоль моря от поселка Кабардинка до Туапсе. Эти части стали Черноморской группой войск. В октябре начался штурм курортного города Туапсе, порта, узлового пункта железной дороги.
Курорт Сочи, всесоюзная здравница, превратился в прифронтовой город, базу снабжения Черноморской группы войск. Отметим, что в составе этой группы в 1942 году служил полковник Л.И. Брежнев.

Снабжение советских войск выполнялось по сложной схеме. Сначала по железной дороге грузы везли до Красноводска. Потом - по Каспийскому морю на кораблях до Баку. Далее - по железной дороге до Батуми и Поти. Здесь грузы перегружали на корабли и доставляли по Черному море до Туапсе. Или на автомобилях - до Адлера. А из Адлера по железной дороге до Туапсе. По железной дороге вывозили раненых в санатории Сочи, ставшие госпиталями.[8]

Первоначально, никакой охраны по линии железной дороги Туапсе – Адлер не было. Стоявшие на побережье 734-й и 638-й зенитно-артиллерийские полки, по одному дивизиону в Лоо, Дагомысе, Сочи и Адлере, и 734-й полк, командир полковник П.С. Кошин, в Лазаревском, имели задачу защиты  железнодорожных станций от воздушного противника и десанта с моря. А на самый крайний случай предусматривалась противотанковая оборона с суши. Треть личного состава этих полков составляли девушки.[9]

Железнодорожные составы в пути никак не защищались. Не было в их составе зенитно-пулеметных вагонов, не устанавливались пулеметы на паровозах и крышах вагонов. От авиации спасали родные горы, да маневр скоростью. Немецкие летчики не рисковали бомбить и штурмовать железную дорогу с малых высот, резонно опасаясь врезаться в горы. Поэтому немецкое командование стало привлекать к штурмовке поездов торпедные катера и подводные лодки. Подойдя близко к берегу, немецкие корабли открывали огонь из пушек и пулеметов. Подводные лодки стреляли по ночам из надводного положения.

Паровозные бригады ни какой связи со станциями не имели. Об  атаках на составы сообщали посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) системы ПВО Закавказского фронта и посты СниС (службы наблюдения и связи) Черноморского флота. Или же о появлении в море вражеских катеров и перископов подводных лодок. Получив тревожное сообщение, из ближайшего пункта базирования выскакивали советские торпедные катера или морские охотники МО-4. Завидя их, противник уходил в море. 

В 1943 году командование флота организовало сопровождение поездов сторожевыми катерами. Под этими грозными названиями скрывались мобилизованные гражданские суда, чаще всего рыбачки, вооруженный одной небольшой пушкой калибром до 45-мм, а то и вообще одним - двумя пулеметами, со скоростью от 5 до 12 узлов (от 9 до 20 км/час), со своими гражданскими командами, получившими воинские звания. Небольшая скорость позволяла им сопровождать составы параллельными курсами, а быстроходные морские охотники проводили контрольное бомбометание глубинными бомбами акватории. Такая защита отбила всякое желание нападать на поезда не только у немецких моряков, но летчиков, не желавших попадать под огонь сторожевых кораблей. Патрулирование продолжалось до конца 1944 года, пока в Констанце не были уничтожены немецкие подводные лодки.[10]

                                      Санеев С.А. Новороссийское историческое общество


                  Л  И  Т  Е  Р  А  Т  У  Р  А

1. «Декреты Советской власти» М. Политиздат 1980 г. т. Х 412 с. стр. 56, 57
2. Новороссийский городской архив ф. Р-11 оп. 1 д. 4 л. 67, подлинник
3. Новороссийский городской архив ф. Р-9 оп. 1 д. 117 л. 1 с оборотом, подлинник.
4. С.С. Бережной «Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота (1917-1927 гг.)» М. Воениздат 1981 г. Стр. 319 и 505  
5. М. Коломиец «Бронепоезда Красной Армии 1930 – 1941 гг.» «Фронтовая иллюстрация» № 3 за 2004 г., М., изд. «Стратегия КМ», 80 стр., илл., стр. 73
6. В.Ф. Бильдин, В.И, Жаров «Переброска немецких подводных лодок в Чёрное море» в Сборнике "Гангут" выпуск 10 СПб изд. " Гангут 1996 г. стр. 103 – 108
7. Сборник " В боях за Туапсе " Краснодарское книжное изд. 1988 г.
8. " Восемнадцатая в боях за Родину " М. Воениздат 1982 г.
9. Т.И. Ростунов "Внимание:  Воздушная тревога !" Издательство политической литературы Украины Киев 1990 г. стр. 172 – 179
10. М.В. Авдеев " У самого Черного моря " изд. ДОСААФ М. 1970 г., К.И. Воронин " На черноморских фарватерах " М. Воениздат 1989 г., В.Т. Проценко "Мгновения решают все " М. Воениздат 1973 г.

23.10.2011

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru