С.С. Шило: «Преображенский храм Новороссийска»
В начале XX века Мефодиевский поселок настолько разросся, что его крайние улицы своими домами стали вплотную подходить к границе кладбища, открытого при основании поселка. Находилось оно в самом конце Красовской улицы (ныне ул. Кирова), и существовало с 1870 –х годов [1].
8 июня 1902 года городская Управа уведомила настоятеля церкви «Всех скорбящих радости» и пристава 2-го участка о недопущении дальнейшего погребения на Мефодиевском кладбище, с рекомендацией хоронить умерших на городском кладбище, расположенном в 1-й части города [2].
Естественно, густонаселенный рабочий район долгое время не мог обходиться без своего погоста. В декабре этого же года на очередном заседании городской Думы был решен вопрос об открытии кладбища во 2-й части города Новороссийска. Земельный участок под новое кладбище выделили на 2-м Мефодиевском отрезке вдалеке от последних домиков вдоль Крымско-Неберджаевского шоссе (ныне ул. Васенко). Площадь выделенного участка составляла 5 десятин 1485 кв., саженей (более 5-ти гектаров)и представляла собой пологий склон Маркотхского хребта.
Выделенное место было совершенно не устроенно, и сюда в первое время даже не было дороги. Дорогу опять же постановлением городской Думы проложили только в конце 1903 года [3].
Тем временем, на кладбище производились захоронения, и оно с каждым годом увеличивалось в своих размерах. В связи с этим возникли многие вопросы хозяйственного обустройства, в том числе и о постройке сторожки для кладбищенского сторожа, и о возведении кладбищенской церкви, необходимой для отпевания усопших. Предположительно, церковь построили в ближайшие годы 1904 -1905 гг.
Сведений об этом храме практически не сохранилось. Так,и сегодня остается невыясненным год его постройки и штат священнослужителей в дореволюционный период.
Из крайне скудных архивных источников удалось узнать, что он был небольшой, деревянный, на каменном фундаменте, крыт черным железом и находился на окраине города. Стены храма также были обиты черным железом, а внутри выкрашены масляной краской. По описям церковного имущества, которые проводились в 1930, 1937 и 1938 годах, Преображенский храм имел один престол, один иконостас, 164 иконы различной величины, 24 из которых располагались в иконостасе. Все иконы были деревянными, и только часть из них имела киоты и серебряные и медные ризы [4].
В дореволюционный период устройство служб кладбища и его содержание находилось в ведении кладбищенского попечительства. Кладбищенское попечительство занималось хозяйственными и финансовыми делами кладбища и храма. Так,благодаря деятельности комитета, при кладбище была построена сторожка для кладбищенских сторожей с иноверческой. В конце кладбища отвели место для захоронения иноверцев - лиц не православной веры. Предположительно, и в возведении кладбищенской церкви комитет принимал непосредственное и живое участие.
Он состоял из «Председателя попечительного комитета В.В. Фанайлова – гласного городской Думы. Членами были:
- Церковный староста И. Стрелецкий
- Протоиерей Дмитрий Успенский.
- Священник Николай Евлампиев.
- Дьякон - Иоанн Лысенко
псаломщики:
- Радион Мироненко
- Е. Шпеин
- А. Назаренко»[5] .
Список священников,входящих в попечительный кладбищенский комитет относится к 1914 году, и с большой долей вероятности дает возможность предположить, что настоятелем Преображенского храма был протоиерей Дмитрий Успенский,а перечисленные священники относились к вышеозначенной церкви.
Также, удалось узнать, что одним из церковнослужителей «Храма на горе» в более ранний период был мефодиевский священник – Берзенов Иосиф Георгиевич.
Иосиф Георгиевич был направлен духовным ведомством из Пицунды в Новороссийск в 1894 году.
По прибытии в город он с семьей поселился в рабочем предместье - Мефодиевском поселке и в этом же году был законоучителем новороссийского начального сельского училища «Общества Владикавказской железной дороги» и частного училища 3-го разряда «Общества Черноморского цементного производства». [6]
В 1899 году отец Иосиф служит в Свято – Троицкой Скорбященской церкви на Стандарте и является членом новороссийского отделения Сухумского епархиального училищного совета.[7]
По воспоминания родственников, отец Иосиф пользовался уважением среди многонационального прихода Новороссийска, и в первую очередь потому, что мог вести службы на нескольких языках.
Отец Иосиф жил в центре Мефодиевского поселка на улице Нижне–Церковной (ныне ул. Чапаева) [8]. Когда выстроили Преображенский храм возле Мефодиевского кладбища, ему приходилось вести службу и в нём. Кроме того,случалось ездить и по близлежащим пригородным поселкам, исправляя службу и там.
В 1909 году Берзенов Иосиф Георгиевич был направлен в Анапу в Осиевский храм, где служил до 1912 года, а также был законоучителем городского «Ивановского училища»[9].
В 1920-м году Преображенский храм продолжал действовать, а священником оставался протоиерей Николай Евлампиев.
В 1923 году между членами приходского совета Преображенской церкви и Черноморским окружным отделом управления был заключен договор о передаче общине в бессрочное и бесплатное пользование здания храма и сторожки, находящейся при нем.
В 1929 году при решении вопросов о расторжении договоров на бесплатное пользование жилых домов затронуло и Преображенскую церковь, и договор на здание сторожки был расторгнут.
В дальнейшем, в 1930, 1937, 1938 годах производились переписи церковного имущества, составлялись акты оценочной стоимости здания и о пожарном состоянии, свидетельствующие о том, что и в эти годы церковь была действующая, несмотря на то, что другие церкви города были уже закрыты
В январе 1938 года все церковные ценности были изъяты НКВД, а священник Перепелица арестован. Однако церковь официально закрыта не была,просто из-за отсутствия священника она некоторое время не действовала.
Летом 1938 года в церкви возобновились службы уже с новым священником – Миноранским.
В 1940 году настоятелем храма был протоиерей Перчуков Алексей Митрофанович, которого в этом же году сменил Александр Николаевич Бессонов.
В дальнейшем тучи над Преображенским храмом продолжали сгущаться, так как известен документ – заявление прихожан в горсовет с просьбой не отнимать у верующих церковь,что было связано с постоянными слухами о закрытии этого храма [10].
Началась Великая Отечественная война. Новороссийск, как крупный стратегический объект и военный порт, подвергался ожесточенной бомбардировке гитлеровской авиации.
В документах МПВО города удалось обнаружить запись, свидетельствующую,что «6 мая 1942 года 10 самолетов с разных направлений сбросили 39 авиабомб и все на пустырь, 8-в Цемдолине, на склоны Маркотха и «Черепашки», 31 на пустырь в районе ц/з «Пролетарий». Зенитная артиллерия вела огонь, сделав 2000 выстрелов. Повреждения от налета были следующие: сгорела Преображенская церковь возле Мефодиевского кладбища, расположенная вблизи горы «Черепашки», было повреждено 2 дома в парке «А», жертв среди населения нет» [11].
Из рассказов старожилов выяснилось, что в этот день во время бомбёжки в церковь попала бомба, разметавшая ее в разные стороны. Начавшийся пожар уничтожил большую её часть, а что осталось местные жители разобрали по домам.
Шило Сергей Степанович,
краевед, член новороссийского
исторического общества (НГИО),
ОАО «Новоросцемент».
Библиографические ссылки и примечания
- МУАН ф.2 оп.1 д. 745. л. 101.
- МУАН . ф. 2 . оп.1. д. 307. л. 7.
- МУАН . ф.2. оп.1. д. 392. л. 92.
- НГИМЗ «исторические записки иссл., и мат» 2007 г. вып 5. л. 55.
- МУАН . ф. 2. оп.1. д. 760. л. 15-29.
- Кубанская справочная книга 1894 г.
- Справочная книга Черноморской губернии 1899г.
- Воспоминания Н.А. Нокалн ( Берзеновой) НГМЗ. Ф. НВ - 9322
- Кубанские календари 1909 -1912 гг
- НГИМЗ «исторические записки иссл., и мат » вып 5. л. 57.
- МУАН. Ф.р-696. оп.1. д.1.л. 36-41
МУАН – Муниципальное учреждение архив Новороссийска.
НГИМЗ – Новороссийский городской исторический музей-заповедник.
05.03.2015