Сергей Шило: «Земля отчуждения ВЛКЖД»
Земля отчуждения ВЛКЖД
Земля отчуждения Владикавказской железной дороги с северной стороны граничила с землями Стандарта и начиналась у портовых пристаней, принадлежавших Владикавказской железной дороге. Далее шла по Вокзальной (ныне Элеваторной) улице, спускалась на территорию элеватора и обходя земли Мефодиевского поселка и деревни Мефодиевки уходила в сторону Кирилловки. С южной стороны границей являлась река Цемесс и Цемесское болото. Таким образом, земля отчуждения железной дороги стала своеобразным клином, который разделял город и Зацемесскую сторону. Со стороны рабочих поселков она была огорожена каменной высокой стеной, сложенной из белого и мягкого трескуна (мергеля) и желтого и очень прочного и крепкого дикаря. Высота стены в зависимости от перепада местности была различной и колебалась от 2-х и до 10-ти метров.
На железнодорожной территории были расположены сооружения Владикавказской железной дороги: портовые пристани, склады, подъездные пути, железнодорожная станция и вокзал, паровозное депо, механические вагонные мастерские, элеватор и амбары, путь, ведущий к улавливающей тупиковой петле. Из рассказов старожилов удалось узнать, что железнодорожная петля в конце Мефодиевки, ныне служащая для спуска грузовых составов в парк прибытия, была построена совершенно для иных целей: чтобы предотвращать крушение поездов. В случае отказа тормозов паровозы и составы по стрелочному переводу направлялись по улавливающей петле. Петля в те годы была гораздо круче нынешней, и движение в кривой сильно гасило скорость. В конце петли была огромная земляная призма. Работы по насыпке земляного полотна под петлю требовали большого количества рабочих рук. Сохранились сведения, что в работах по возведению этого железнодорожного объекта принимали участие и чехи, как местные, так и поселяне окрестных деревень. Приезжали на заработки на своих телегах даже из - под Анапы, из чешской деревни Варваровки. Отчуждение городской земли для Владикавказской железной дороги происходило в середине 1880-х годов. В то время административные функции находилась в ведении полиции, да и Зацемеская сторона ещё не входила в состав города. Поэтому не было никаких протестов на занятие земли шоссейной береговой дороги, соединяющей две части города железнодорожными путями.
Затем в 1896 году было введено городское управление. Городская Управа ввиду новизны дела, а также незначительного в то время экономического развития этого района отнеслась спокойно к захвату железной дорогой дорожно-шоссейной территории.
Только в 1898 году городские гласные обратили своё внимание к этому вопросу. С развитием промышленной части города за Цемесом между новым и старым городом возникло оживленное транспортное грузовое и пассажирское движение. После присоединения Зацемесской стороны земли железной дороги и единственная транспортная дорога города, идущая по этим землям, породила сложные городские проблемы, решить которые без ходатайства в столице было уже невозможно.
Город был един, но отчужденная Владикавказской железной дороге земля находилась посередине города. На этой территории находились многочисленные подъездные пути к пристаням и складам.
Сергей Шило
07.09.2011