1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

Лютеранская церковь в Екатеринодаре

Из личной коллекции Вадима Клочко, Орландо

Лютеранская церковь в Екатеринодаре
год: 1917
Место: Октябрьская улица - от Советской до Комсомольской
Издатели: Екатеринодар. Изд. Горчакова, тип 3

Метки: Посполитакинская улица  Лютеранская церковь 



Опубликовал:

ekaterinodar1793

Смотрите также: Октябрьская улица - от Советской до Комсомольской


  • Лютеранская церковь в Екатеринодаре

  • Краснодар. На улице Октябрьской. Ноябрь 1973 года.

  • Краснодар. Улица Октябрьская, 45

  • Краснодар. ул. Октябрьская, 45. 1979 год

  • Краснодар. Улица Октябрьская, 45. 1980 год

  • Краснодар. Улица Октябрьская, 45. 1980 год

  • Краснодар. Улица Октябрьская, 45. Аттик. 1980 год

  • Краснодар. ул. Октябрьская, 45. Фрагмент экстерьера. 1979 год

  • Краснодар. Улица Октябрьская, 51. Краснодарская краевая организация художников РСФСР. 1989 год

11.12.2014 12:59 avch, Краснодар

Хотя по вере, это я сильно "загнул"(

11.12.2014 12:57 avch, Краснодар

При том, что 120 лет, а в новостях нет))) Здания- нет, фото-нет. А эта.. и близко по месту, и по вере)

11.12.2014 12:09

walter

walter, Краснодар

А причем римско-католическая до лютеранской?

11.12.2014 11:32 avch, Краснодар

11 декабря 1894 г. состоялось открытие Екатеринодарской римско-католической приходской церкви Святого Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары. Таким образом, со времени инициирования вопроса о строительстве костёла и до его открытия прошло 14 лет. Костёл был небольшой и располагался по ул. Графской, № 14. Во владении прихода также находился ветхий дом, доходы от которого худо-бедно покрывали расходы церкви, а также затраты на строительство причтового дома. По сообщению отца И. Канумова за первый год существования костёла (с декабря 1894 по октябрь 1895 г.) его доходы составили 1427 р 25 к., а расходы 1477 р 35 к., то есть расходы превысили доходы на 50 р 10 к.29

31.03.2014 17:52

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Да, vlauric, сведения имеются - и о здании кирхи, и о лютеранском училище, и о лютеранском благотворительном обществе. Сегодня вспомнила, что в ноябре 1913 года упомянутое училище отмечало 25-летие. Газета "Кубанский край" сообщала тогда, что за четверть века училище закончили более 250 человек. Вроде немного, но следует учесть, что учебное заведение содержалось на средства местного лютеранского общества. Дамы-благотворительницы весьма активно устраивали разного рода "общественные увеселения" (в том числе и в городском саду), в ходе которых собирались средства на содержание училища. К слову: просмотрела сейчас часть устава лютеранского благотворительного общества. Разумеется, оно ставило целью помощь "нуждающимся лицам евангелическо-лютеранского вероисповедания, находящимся в гор. Екатеринодаре", а вовсе не одним лишь "лицам немецкого происхождения", как значилось в одном из комментариев. Под "помощью" подразумевались не только денежные пособия (единовременные или периодические), но и "приискание работы", определение одиноких стариков в убежища и дома призрения, "выдача нуждающимся продовольствия, отопления и одежды натурою" и много ещё чего (про поддержку училища мы уже говорили). Должна признать, что вчера немного погорячилась: в уставе название общества всё-таки начиналось со слова "дамское". Однако в других источниках это слово стоит далеко не на первом месте.

31.03.2014 17:25

vlauric

vlauric, Краснодар

Спасибо большое, marlibnik, за предосталвенный материал. Оказывается, сведений о данном объекте не так жу мало.

31.03.2014 16:41

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Для vlauric. Сейчас передо мной лежит копия прошения (оригинал хранится в Госархиве Краснодарского края), которое "Механик Индо-Европейской Телеграфной линии фон Бидерман" подал "Его Превосходительству Начальнику Кубанской Области, Генерал Лейтенанту и Кавалеру Цакни" (орфографию и пунктуацию подлинника сохраняю): "Общество Евангелическо-Лютеранского Вероисповедования Г. Екатеринодара, - крайне нуждает в Церкви или Молитвенном доме, по малочисленности и бедности прихода, не имея достаточных Средств для устройства ея своими средствами, решились на готовность Горожан, сделать подписку для добровольных пожертвований, для выполнения этого благотворительного замысла; поэтому Всепокорнейше прошу о разрешении Вашего Превосходительства продолжить начатую подписку и выдать мне её обратно из Екатеринодарского Полицейского Управления. - Екатеринодар 17 Ноября 1870". Из документа понятно, что сбор средств ("подписка") был начат, но, видимо, полиция нашла его незаконным, поскольку соответствующего прошения начальнику области не подавали. Дело, в котором находится процитированный документ, называлось так: "Об открытии подписки на сооружение в Екатеринодаре Лютеранской церкви". В архиве есть ещё дело, начатое 12 сентября 1883 года и озаглавленное следующим образом: "О постройке в г. Екатеринодаре Лютеранского молитвенного дома". В документах этого дела снова идёт речь о сборе пожертвований - "как в России, так и в Германии". Есть там и информация о том, что 31 мая 1883 года екатеринодарская городская дума постановила "разрешённый... к отводу Лютеранскому приходу участок земли под постройку молитвенного дома, при условии возвести его в течение трёх лет, - в виду ходатайства церковного Совета, - передать безвозмездно в собственность прихода без объяснений обязательства".

31.03.2014 16:07

marlibnik

marlibnik, Краснодар

По поводу А.Ф. Текстер - специально для Kraeved. Нашла копию прошения, датированного октябрём 1906 года,адресованного начальнику Кубанской области(он же - наказный атаман Кубанского казачьего войска) и собственноручно подписанного "23 дамами, членами Екатеринодарского Евангелического Лютеранского прихода". Дамы просили утвердить Устав благотворительного общества (он, разумеется, был утверждён). Подпись № 6 под документом: "Анна Фёдоровна Текстер жена купца". Так что, вполне возможно, Kraeved, что это супруга хозяина магазина,который стоял неподалёку от обелиска в честь 200-летия ККВ (не мешало бы, конечно, тщательно проверить это предположение - может, в Екатеринодаре был ещё какой-нибудь купец Текстер).

30.03.2014 20:51

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Аvch70, нынешняя более агрессивна. А рекламных курьёзов и в старину хватало. Старинная реклама - будучи вырванной из того контекста, где она создавалась и работала, - может казаться разглядывающим её и милой, и даже оригинальной. Нам зачастую и в голову не приходит, что современники находили её навязчивой и даже пошлой! И наоборот: я вот посмеиваюсь над текстеровской "стиралкой" (смешно, что поделаешь!), но ведь знаю: в начале минувшего века эта бочка с лопастями и внушительными валиками для отжима белья вряд ли вызывала у кого-нибудь смех. Скорее желание приобрести, пользоваться - понятно же, что рубель и стиральная доска даже в сравнение не идут с такой стиральной машиной!(Ох, и будут же когда-нибудь посмеиваться люди над нынешними бытовыми приборами!)

30.03.2014 20:12

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Khodok, воспользовалась Вашей ссылкой и просмотрела часть описаний. Неточности и спорные сведения встречаются, но их - кроме тех, которые мы уже обсудили, - немного, и это радует. Ошибка, которой уж никак не должно было бы быть (столько материалов на эту тему опубликовано!), - местоположение Александровской триумфальной арки в старое время: арка никогда не стояла на Екатерининской площади.

30.03.2014 20:03 avch70, Краснодар

marlibnik. Я о том, что ныне реклама (9/10 из нее) намного курьезна. Реклама того времени вполне оригинальна. )

30.03.2014 19:52

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Avch70, что-то я не поняла из Вашего комментария, с чем именно Вы не согласны. Я: "Поскольку магазин был солидный, то и рекламы было много - в том числе и такой, которая сейчас выглядит курьёзно". Вы: "не согласен. Сегодня реклама выглядит курьёзно". О чём речь?

30.03.2014 19:44

marlibnik

marlibnik, Краснодар

А это вот - для тех, кому интересно, чем занимались дамы-благотворительницы, исповедовавшие лютеранство. "От устроенного сего дня екатеринодарским евангелическо-лютеранским дамским благотворительным обществом в квартире г. Бегар, Рождественского базара в пользу бедных евангельско-лютеранского прихода выручено за рукоделия и куклы 448 р. 36 коп., за сюрпризы с ёлки 129 руб.,от буфета 109 руб. 85 коп. и пожертвований 39 руб., всего 721 руб. 21 коп. ... остаток в количестве 621 руб. 91 коп., передан под расписку председательнице общества г-же Е. Асмус", - сообщали "Кубанские областные ведомости" 23 декабря 1906 года (орфографию и пунктуацию подлинника я сохранила). Информация о разного рода благотворительных мероприятиях публиковалась в газетах регулярно; отчёты о том, на что были потрачены деньги, вырученные в ходе благотворительного базара, лотереи, концерта, лекции и т.д., - тоже. Лютеранское дамское благотворительное общество нередко устраивало вечера в пользу " местной лютеранской школы". В программу вечера включались одноактные пьесы, в которых были заняты актёры-любители. Играли и на немецком, и на русском - чередуя "русские" и "немецкие" пьески.

30.03.2014 19:37

khodok

khodok, Krasnodar

marlibnik, дейсвительно, некоторые "факты" данного мероприятия остались для меня несколько спорными. Более подробно про объекты, входившие в сее мероприятие можно посмотреть тут: http://vk.com/event59171822. Других источников я не нашел по этому мероприятию

30.03.2014 19:29 avch70, Краснодар

marlibnik. Не согласен. Сегодня реклама выглядит курьезно. )))

30.03.2014 19:19

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Kraeved, Текстеры поселились в Екатеринодаре в ХIХ веке (после того как Екатеринодар перестал быть закрытым военным городом - а произошло это в 1867 году - сюда охотно ехали на постоянное житьё люди разных национальностей, в том числе и немцы). Семейство было немаленькое,упоминания о членах его и в старых газетах, и в документах встречались нередко, но приходилась ли упомянутая дама-благотворительница супругой владельцу магазина, торговавшего сельскохозяйственной техникой, а также разными бытовыми устройствами, я не знаю. Узнать, конечно, можно, но пока я эти заниматься не планирую. А вот о магазине текстеровском скажу несколько слов, не удержусь, ибо - замечательный был магазин! Рассматривающие его рекламу получают уйму положительных эмоций; некоторые начинают едва ли не в голос смеяться - несмотря на то, что в архиве принято соблюдать тишину. Смех вызывают тщательно выполненные рекламные картинки. На одной - "комнатный ледник" - нечто вроде комода, в отделениях которого на льду хранились продукты (этакий прообраз холодильника). На другой - картинка, рекламирующая стиральную машину с деревянным корпусом-бочкой и ручкой, посредством которой надлежало вращать лопасти, установленные внутри бочки. Реклама обычно изображала хрупкую даму с осиной талией, которая героически вращает эту самую ручку - и, если верить картинке, даме это удаётся без труда!(У меня бы точно сил не хватило.)Поскольку магазин был солидный, то и рекламы было много - в том числе и такой, которая сейчас выглядит курьёзно.

30.03.2014 18:20

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Спасибо, khodok. Я, правда, успела уже сама выяснить, когда проходил велоквест, как он назывался и кто выступил в качестве организатора. Не знаю, каковы изначальные описания объектов, входивших в маршруты велоквеста (может, они были вполне качественными), но та историко-краеведческая информация, которую я обнаружила в интернетских сообщениях об этом мероприятии, огорчает неточностью. Такого рода велоквесты - дело полезное, но только в том случае, если участники проекта получают доброкачественную информацию.

30.03.2014 17:54

vlauric

vlauric, Краснодар

Удивлен был прочитать, что эта кирха прекратила свою деятельность с приходом советской власти, т.к. я помню, что старики, жившие в 60-е годы неподалеку, рассказывали, что колокол перестал звучать и приход существововать перед самой ВОВ. После разъяснений, приведенных marlibnik (спасибо!), всё стало на свои места.

30.03.2014 17:41

khodok

khodok, Krasnodar

marlibnik, да, я имел ввиду 2013 год. Про достоверность и источники сказть ничего не могу т.к. к организаторам не имею никакого отношения.

30.03.2014 16:36

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Khodok, уточните, пожалуйста: "в том году" - это в 2013-м? И сообщите, откуда черпали информацию безымянные "авторы велоквеста". Судя по всему, источники у них были весьма ненадёжные. К примеру, заявление о том, что "Дамское Евангелически-Лютеранское благотворительное общество - первая женская благотворительная организация в регионе" не выдерживает никакой критики. Дело даже не в том, что название общества написано неточно (в обиходе это уважаемое горожанами общественное объединение называли Лютеранским дамским благотворительным обществом; в уставных документах оно значилось как Екатеринодарское евангелическо-лютеранское дамское благотворительное общество). Дело в том, что первая в Кубанской области женская благотворительная организация - Екатеринодарское женское благотворительное общество - начало действовать ещё осенью 1862 года, так что лютеранское дамское было не первым (далеко не первым!). Что же касается целей и задач екатеринодарских лютеранок-благотворительниц, то эти дамы никак не могли ограничиваться помощью "лицам немецкого происхождения" хотя бы потому, что не всякий лютеранин - немец. Да и других причин не налагать на деятельность общества такие ограничения было предостаточно. А посему дамы-лютеранки и члены их семей принимали участие в благотворительных мероприятих, организовывахшихся другими благотворительными обществами (нелютеранскими). Свидетельств тому - немалое количество; желающим в этом убедиться - прямая дорога в Госархив Краснодарского края. Сообщение о том, что лютеранская церковь "построена и освящена в 1894/1897 г.", требует уточнения. Строили в течение трёх лет? Освящали тоже в течение трёх лет? Или построили в 1894-м, а освятили три года спустя? Большинство специалистов, интересовавшихся историей этого храма, полагает, что строительство здания было завершено в 1894 году. Тогда же, по всей вероятности, начались богослужения. Последний пастор - вместе с семьёй (женой и двумя детьми) - выслан в Казахстан в 1941 году (в то время богослужения в кирхе уже не велись). Звали этого человека Людвиг Данилович Штейнвандт (надеюсь, не ошиблась в написании фамилии - под рукой нет сейчас документов, чтобы уточнить). Люди, знавшие семью пастора, рассказывали мне когда-то, что жена его Зигрид (или Зигритт)Оттовна,была педагогом (преподавала в средней школе немецкий язык), дочь- Ирмгард-Мария, Ирма - в 41-м окончила одну из краснодарских школ, сын Гнеомар учился в мединституте. Ссылку пережила только Ирма. Уже будучи пожилым человеком, она приезжала в Краснодар.

30.03.2014 13:12

Kraeved

Kraeved, Краснодар

А.Ф. Текстер - жена того самого Текстера? http://myekaterinodar.ru/ekaterinodar/cards/ekaterinodar-ekaterinodar-3-obelisk/

30.03.2014 11:44

khodok

khodok, Krasnodar

Вот как описывается это здание авторами велоквеста, проходившего в том году: Евангелическо-лютеранская церковь (кирха). Построена и освящена в 1894/1897 г. Здесь стало работать церковно-приходское лютеранское училище (основано ещё в 1888 г.), находился дом пастора. В 1906 г. начало работу Дамское Евангелическо-Лютеранское благотворительное общество – первая женская благотворительная организация в регионе. Оно было учреждено тридцатью пятью женщинами во главе с Е.А. Асмус, М.Ф. Миллер, Э.К. Шилминг, А.Ф. Текстер. Своей целью общество ставило вспомоществование нуждающимся лицам немецкого происхождения города Екатеринодара. После прихода советской власти церковь закрыли. В постсоветское время немецкая лютеранская община безрезультатно пыталась вернуть здание своей церкви. До сих пор в здании располагается краснодарская организация Союза художников России, краевой художественный фонд, художественная галерея «Арт-Союз».

30.03.2014 04:47

vlauric

vlauric, Краснодар

Спасибо, marlibnik, за эти сведения. Жаль, что ничего неизвестно об архитекторе, даже нет имени.

30.03.2014 02:35

marlibnik

marlibnik, Краснодар

Vlauric, из документов, хранящихся в Госархиве Краснодарского края, явствует, что деньги на сооружение "Церкви или Молитвенного дома" екатеринодарские лютеране начали жертвовать ещё в 1870 году. По причине "бедности и малочисленности прихода" сумму, необходимую для строительства кирхи, собирали долго (в архиве можно увидеть подписные листы с автографами жертвователей и жертвовательниц). Работы по возведению здания евангельско-лютеранской церкви завершились в 1894-м. Имя архитектора, создавшего проект церковного здания, неизвестно. Помимо храма у екатеринодарских лютеран имелись приходское училище и Лютеранское дамское благотворительное общество, которое принимало активное участие в делах городской благотворительности.

29.03.2014 19:49

vlauric

vlauric, Краснодар

Это необычное здание дошло до наших дней. Сегодня в нем располагается местный "Союз художников", а на моей памяти там были "лютые коммуналки". Во второй половине прошлого столетия "старожилы" называли его "немецкой кирхой" (Die Kirche = церковь). Подпись под открыткой: "Evangelisch-Lutherisches Bethaus in Jekaterinodar", что означает "Евангельский Лютеранский молельный /или молитвенный/ дом в Екатеринодаре". Справа - надпись чьей-то рукой: "Большое спасибо за Ваши прекрасные открытки. С приветом - П.Ширинский." Крышу здания венчает звонница, хотя колокола, видимо, уже давно нет. Очень хотелось бы знать историю этого дома. Может marlibnik прольет свет, если, конечно, имеются какие-либо сведения об этом культовом объекте.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru