Краснодар. На перекрёстке улиц Батарейной и Северной осенью 1942 года
Вид с перекрёстка на Север. Краснодар. На перекрёстке улиц Батарейной и Северной осенью 1942 года Метки: Краснодар. Оккупация Краснодар. 1942 год Краснодар. Северная улица Краснодар. Тургенева улица |

Опубликовал:
Смотрите также: Тургенева улица - перекресток с Северной
Краснодар. На перекрёстке улиц Батарейной и Северной осенью 1942 года
Краснодар. Кинотеатр "Северный"
Краснодар. Перекресток ул. Северной и Тургенева, середина 1960-х
Краснодар. Перекресток улиц Северной и Тургенева
Краснодар. Вид на перекресток ул. Северной и Тургенева, середина 1960-х
Краснодар. Вид улицы Тургенева от кинотеатра "Северный"
Краснодар. Пуск троллейбуса по улице Тургенева. 11 марта 1967 года.
Краснодар. На перекрестке улиц Северной и Тургенева, конец 70-х
Краснодар. На углу улиц Северной и Тургенева. 1978 год.
Краснодар. Кинотеатр "Северный". Конец 1970-х
Краснодар. Кинотеатр "Северный". 1988 год
19.04.2014 00:01 Михаил Юрьев, Краснодар
Andres могу добавить, что до появления этого сайта фотографий времён оккупации я вообще не видел и фотографии первую и вторую рассматривали как снимки с Марса. А что до снимка с окраин то они есть, но довольно редки и пока не попали на этот сайт, дайте время. Есть средство их увидеть, это посмотреть в семейных альбомах у родственников, знакомых, соседей и конечно выложить их на этом сайте :-)
18.04.2014 13:42 Andres, Краснодар
Есть ещё одна карта 1926 г. под редакцией неизвестного лица по адресу: www.retromap.ru/mapster.php#right=1419266&zoom=12&lat=45.038504&lng=38.991679&lang=ru
18.04.2014 13:35 avch70, Краснодар
Михаил. http://www.etomesto.ru/map-kuban\_1926-krasnodar/?find=1&z=1&x=38.970207&y=45.023853
18.04.2014 13:32 Andres, Краснодар
Дискуссия вокруг этого снимка выявила одну интересную проблему нашего сайта: при избытке фотографий старого центра периода до 1940-х годов, фотографии окраин 70 и более лет давности встречаются крайне редко или вообще не встречаются. Судя по всему,старинные окраины имели существенно иной архитектурный облик, чем центр и при появлении фотографии таких окраин, они вызывает споры и не воспринимаются, как присущие Екатеринодару-Краснодару. В частности, у нас нет ни одного снимка Калинино(Садов). Нет ни одного снимка района, занимаемого Черемушками, в период до того, как они начали застраиваться многоэтажками. Белые пятна - район между южной окраиной рощи и старым Ипподромом, район КСК, Славянский микрорайон, район между Батарейной и 2-й Линией.В связи с этим у меня возникла идея о проведении конкурса: премировать, скажем, цифровым фотоаппаратом или айфоном(возможны варианты и иные) предоставившего хотя бы 3-5 снимков окраинных районов Краснодара периода до 1950-х годов. Впрочем, другие участники могут предложить и иные варианты. Но, важна идея : необходимо заинтересовать хранитлей фотографий старых окраин Екатеринодара-Краснодара в предоставлении их сайту.
18.04.2014 12:48 avch70, Краснодар
Еще существует карта Краснодара 1926 года авторства Лебедева.
18.04.2014 09:05 ekaterinodar1793, Краснодар
По поводу "Краснодар - большая деревня" - обратите внимание на ПОДЗАБЫТЫЙ СНИМОК тоже оккупационного периода. Собор и хата, крытая камышом. Такая картина была привычной для Краснодара тех лет.
18.04.2014 08:38 Михаил Юрьев, Краснодар
Когда первый
раз взглянул на эту фотографию из альбома немецкого солдата о Краснодаре, то
кроме грусти она у меня ничего не вызвала. Наше мнение было, что это ещё один
"висяк" в раздел "!Место неизвестно", но как гласит
поговорка: Краснодар - большая деревня!
Формулировка Andres принимается: с большой долей вероятности следует
полагать,что это- перекресток Батарейной и Северной.
Привязка фотографии остаётся до момента пока не будет дано и утверждено
всеми нами другое место привязки.
Выкладываю ещё один из "козырей" говорящих в поддержку Тургенева и Северной:
Тропинки, сравнивайте с аэрофотосъёмкой. И как сказал классик: не зарастёт
народная тропа... :-)
Надо чаще встречаться.
18.04.2014 01:02 andsan
Вообщем то и нет тут оптического обмана. Измерил по Яндекс карте расстояние между зданиями по ул. Тургенева - 26-27 м. Грубо прикинул по фотографии: высота столба 6-7 м, расстояние между домами раза в 4 больше, приблизительно совпадает.
18.04.2014 00:17 Andres, Краснодар
Можно охарактеризовать ситуацию так: с большой долей вероятности следует полагать,что это - прекресток Батарейной и Северной. НО! Оторвитесь на минуту от привязки снимков к аэрофотосъёмке, анализу оптических эффектов и проч. и посмотрите на снимок если так можно выразиться по-примитивному, как непрофессиональные художники. Это ОЧЕНЬ НЕхарактерный для Краснодара даже того времени пейзаж. Сравните со всеми фотографиями города (не станицы) того периода или близких к нему периодов. Сколько похожих к нему по пейзажной характеристике вы найдёте? Выбивается этот снимок из общего ряда "лица с необщим выраженьем". Михаил точно подметил: такие улицы и сейчас есть в станицах и хуторах нашего края. В, частности,стоящие подряд беленые саманно-турлучные "хаты" явно видные на снимке, куда более характерны для архитектурного облика станиц и хуторов, но не города. На взгляд непрофессионального художника этот снимок сельского, но не городского населенного пункта. Просто общее ощущение такое.
18.04.2014 00:07 marlibnik, Краснодар
Михаил, а почему не могли меняться? В нашем городе такое не было редкостью. Насчёт "оптического обмана" ("шуточек" фотооптики) тоже чуть было не высказалась (такие эффекты бывают порой, что если б сама не видела, не поверила бы). С Вашим суждением по поводу разницы в оценках ширины улицы не могу не согласиться.
17.04.2014 23:31 Михаил Юрьев, Краснодар
Andres обратил внимание, что ширина между домами на противоположных сторонах Батарейной (Тургенева) даже на глаз больше, чем можно видеть сейчас, а ведь "красные линии" этой улицы с момента застройки не менялись. Согласен, и не менялись, и не могли. Я пошутил бы и сказал: Мы тут видим "оптический обман". На снимке 1942 года ширина улицы для нас ощущается от забора до дома (тротуаров и бордюров нет), а сейчас ширина улицы воспринимается нами только как проезжая часть :-)
17.04.2014 23:22 marlibnik, Краснодар
С "красными линиями" в Екатеринодаре не так просто было. Планы - одно, реальность - другое. В границах Карасунского кута ширина улиц заметно менялась всю первую половину позапрошлого века (улицы сужались) - пока, наконец, не начали следить за тем, чтобы ширина эта оставалась неизменной (следила, в частности, временная строительная комиссия). На окраинах (а Батарейная была когда-то северо-западной окраиной) надзор, можно предположить, был менее строгим (даже и в начале прошлого столетия). Впрочем, я тоже не совсем уверена, что на снимке именно Батарейная. Единственное, в чём я в данном случае не сомневаюсь: в 1942-м эта улица мало походила на городскую и в слякоть передвигаться по ней было затруднительно.
17.04.2014 23:13 Михаил Юрьев, Краснодар
Andres прежде чем заявлять о точной привязке провели тщательный анализ и равнение двух снимков и аэрофотосъёмки. Предлагаем и Вам сравнить "дом справа"(угловой), расположение и количество окон, труб, пристройку, калитку, ворота, выступающий второй дом по ул.Тургенева относительно углового. Протяжённость ул. Батарейной на снимке и аэрофотосъёмке считаю одинаковой. Готов устроить общее обсуждение и сравнение этих снимков с применение больших мониторов.
17.04.2014 22:17 avch70, Краснодар
Andres. Я плюсую к Вашим расуждениям.
17.04.2014 22:13 Andres, Краснодар
Хотя большое сходство дома справа на снимке 1942 года с домом справа на снимке 1978 года безусловно имеется, но есть несколько обстоятельств, вызывающих сомнение в правильности привязки.Так, ширина между домами на противоположных сторонах Батарейной (Тургенева) даже на глаз больше, чем можно видеть сейчас, а ведь "красные линии" этой улицы с момента застройки не менялись. То, что ширина улицы не характерна для Екатеринодара-Краснодара заметил в своём комментарии и Михаил Юрьев. Другой момент: если внимательно проанализировать снимок немецкой аэрофотосъёмки, то застройка Батарейной (Тургенева) в 1942 году заканчивалась на улице, называемой ныне Красных Партизан. Если допустить, что на снимке 1942 года улица Батарейная (Тургенева), то окончание застройки на снимке усматривается на уровне улицы Власова или, в крайнем случае,улицы Рылеева (Краснохуторской), что существенно ближе к Северной. Ещё одно обстоятельство: в конце 19-го начале 20-века и в станицах, и в городах при индивидуальной застройке нередко использовались одинаковые схемы строительства домов, ранее возведенных родственниками, знакомыми и др. Поэтому при внимательном рассмотрении домов, построенных в Екатеринодаре-Краснодаре в указанное время, вы найдёте немало одинаковых. В двух словах - привязка не бесспорна.
17.04.2014 21:22 marlibnik, Краснодар
Что тут сказать? Случалось, ломовые лошади в уличных ямах тонули (это не шутка). А велосипед утопить - пара пустяков. Надо сказать, екатеринодарские улицы мостили. Далеко не всегда удачно - попадался и материал скверного качества (городской голова Климов мечтал о клинкерном заводе, который штамповал бы для города качественный искусственный булыжник; у самого Климова денег не было, а из купцов никто не захотел таким заводом заниматься). К 1931, если не ошибаюсь, году планировали замостить весь Екатеринодар, да вот не вышло. А что до Батарейной улицы, то даже согласно таксе, в старину официально устанавливавшейся городской управой для извозчиков, поездка "на батарею" стоила гораздо дороже, чем в большинство районов города. На снимке, правда, Батарейная запечатлена во времена, когда частных легковых извозчиков уже не было.
17.04.2014 20:41 Михаил Юрьев, Краснодар
Теперь понимаю зачем в Екатеринодаре был велотрэк где можно было "погонять", по таким улицам не погоняешь!
17.04.2014 15:20 Kraeved, Краснодар
Слава Руслану! И ведь вот что главное - я мимо домика, что справа, ходил много лет. Но не узнал!
17.04.2014 14:01 Михаил Юрьев, Краснодар
Руслан определил место: Перекрёсток улиц Тургенева и Северной, вид на север.
Определить место помогла фотография Андрея Восток (1978год) и Аэрофотосъемка Люфтваффе 1943.04.18. Северная улица, Красная улица, Аэродром, Свиной хутор.
16.04.2014 00:54 Михаил Юрьев, Краснодар
Улицы широковаты на мой взгляд для старой части Краснодара, возможно окраины. Такие улицы и сейчас есть в станицах и хуторах нашего края. Соглашусь с Andres.
16.04.2014 00:14 Andres, Краснодар
Точно место не могу назвать,но дом справа мне очень напоминает один из домов в Пашковке, стоящих за несколько кварталов до её восточной окраины. Просто это одно из воспоминаний детства, которые фрагментарны, несвязны, но ярки и точны на детали. Мне запомнилось сочетание чуть покошенного столба с фонарём и немножечко скошенных двух труб на крыше дома. Правда, настораживает, что такую картину в неизменном виде я наблюдал через 20 с небольшим лет после указанного снимка. Впрочем, если изображенная на снимках грязюка в непоголу у нас на окраинах города господствует и через 70 лет после снимка,то, возможно, через дважцать с небольшим лет после него оставалась неизменным гораздо больше. Точно не могу назвать
15.04.2014 23:12 ekaterinodar1793, Краснодар
Определить сейчас место снимка очень трудно, если не не возможно. Этот снимок первый из серии снимков Краснодара в фотоальбоме немецкого солдата, что попал в наши руки. Поражает другое - что заставило немца его сделать? Грязь? Хаты в городе?
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
19.04.2014 16:36
Руслан
Сомневающиеся увидели здесь снаницу/хутор, но не разглядели гидрант или колонку на магистральном водопроводе, какового в те годы в станице/хуторе не могло быть в принципе. Да и ряд колонок на восточной стороне ул. Тургенева исчез совсем недавно. Что касается старых фоторафий окраин, то фотосесии с трамвайных воскресникоа 1949 года на ул. Ставропольской и ул. Калинина еще ждет своей публикации.