1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

Краснодар. Подготовка к открытию памятника Воину-освободителю, май 1965 года

Фото из коллекции Иванова С.В.

Краснодар. Подготовка к открытию памятника Воину-освободителю, май 1965 года
год: 1965
Место: Захарова улица - перекресток с Постовой

Метки: Памятники ВОВ!  Краснодар. Постовая улица  Краснодар. 1965 год  Фотоархив Иванова С.В. 



Опубликовал:

В 1958 году в ознаменование пятнадцатой годовщины освобождения го­рода от немецко-фашистских оккупантов Краснодарский горком КПСС и горисполком приняли решение об установке в городе памятника советским воинам-освободителям. Был объявлен конкурс, в результате которого про­ектирование и создание памятника было поручено скульптору И. П. Шмагуну и архитектору Е. Г, Лашуку. Памятник решено было поставить в южной части го­рода, в глубине небольшой площади напротив Парка культуры и отдыха. Находясь в одной из самых оживленных частей города, монумент выгодно завершал перспективу улицы, которой начинается дорога из Краснодара в Новороссийск. Отсюда туманным февральским утром 1943 года вошли в го­род первые советские солдаты. Местоположение будущего монумента опре­делило и его архитектурно-скульптурное решение. Однако от проекта до законченного произведения был проделан долгий и трудный путь.

Сначала авторы остановились на двухфигурной скульптурной компози­ции, изображающей встречу женщины-матери и советского воина-освободителя на фоне обелиска. Но такое решение сужало тему, было слишком интимным и мало отвечало существу поставленной задачи. Затем предлагалось, например, асимметричное решение с выделением главной фигуры и ориентировкой ее в сторону центральной улицы города, расположенной не­подалеку от места установки будущего памятника. Высокий белый обелиск и наклонная стена — стела с рельефами служили дополнениями к ней. Та­кой проект представлял известный интерес и был по-своему оригинален, но и этот вариант затем отпал как несоответствующий месту расположения памятника. Дальнейшие поиски привели к более обобщенному и монумен­тальному воплощению замысла. Одна фигура и рельефы по сторонам. За­думанная первоначально группа из двух фигур — встреча матери и воина- освободителя — перешла в рельеф, стала частью новой композиции.

Центральное место занимает величественная, почти шестиметровая фи­гура советского воина-освободителя, вознесенная на пятиметровый, стро­гой формы постамент. По сторонам от него расположены две наклонные стелы с рельефами, и, наконец, все три объема поставлены на широкий пя­тиступенчатый стилобат, объединяющий их в строгий архитектурно­-скульптурный ансамбль. Исполинская фигура солдата, образующая смыс­ловой и художественный центр композиции, олицетворяет титаническую мощь советского народа, силу его непобедимой армии.

Открытое, смелое лицо воина дышит спокойным мужеством и благород­ной силой; вздымается под гимнастеркой богатырская грудь, правая рука крепко сжимает автомат; чуть подавшись вперед, он попирает ногою по­верженное, фашистское знамя со свастикой. Ощущение непреодолимой твердости, уверенности в правоте своего священного дела, неиссякаемой энергии подчеркивается тяжелыми складками плащ-палатки, свисающей с могучих плеч солдата. Развеваясь за его спиной, она затем свободно нис­падает широкими складками, придавая всей фигуре еще большую монолит­ность, зрительно объединяет ее с пьедесталом, продолжаясь в ритме на­клонной плоскости задней его грани.

Две боковые стелы с рельефами призваны полнее раскрыть содержание замысла. Форма их, напоминающая скорбно склоненные перед светлой па­мятью павших боевые знамена, позволила скульптору силуэтно разместить изображенные в рельефах группы таким образом, чтобы сюжетное действие каждой композиции развивалось по направлению к центру.

Слева — один из боевых эпизодов. Идут в атаку пехота и матросы-де­сантники. Раненого, теряющего силы моряка бережно поддерживает крас­ноармеец, с автоматами в руках бегут вперед в неудержимом броске сол­дат, матрос, у их ног готовится к бою минометчик и, наконец, впереди всех зовущий в атаку командир и еще один солдат с гранатой в правой руке. Чем ближе к главной части ансамбля, тем сильнее чувствуется нарастаю­щий наступательный порыв.

Встреча победителей с мирным населением освобожденного города изо­бражена на рельефе правой стелы. Пожилой пехотинец в каске и плащ-па­латке с автоматом на груди ласково протягивает руки к маленькой девочке, которую доверчиво направляет к нему молодая женщина. В центре группы матрос, положив руку на плечо мальчика, беседует со стариком; к ним быстро подходит девушка. Композиция завершается сценой радостной встречи матери с сыном.

Для того чтобы содержание рельефов было легко понятным даже при беглом их обозрении и они хорошо читались с некоторого расстояния, скульптор решает каждый из них в виде трех взаимосвязанных между со­бой композиционных групп — этим он по существу ритмически дополни­тельно акцентирует трехчастное решение всего ансамбля. Изображенные на стелах эпизоды призваны сюжетно и пластически обогащать централь­ную часть — фигуру воина. Движения людей, изображенных на рельефах, естественны и свободны, объединенные в группы, они хорошо вписываются в контур каждой стелы. Скульптурные массы обобщены ровно настолько, чтобы, не впадая в ненужную стилизацию, сохранить ощущение монумен­тальности. Простые и четкие формы стел и постамента статуи подчерки­вают общее впечатление торжественности и суровой сдержанности, кото­рые характерны для всего ансамбля.

Работа над монументом продолжалась семь лет, и, естественно, что время внесло свои существенные коррективы в первоначальный проект. Задуманный в бронзе и природном камне с использованием сочетания раз­личных по цвету и фактуре материалов, он был выполнен в однотонном се­ром материале. Это значительно упростило замысел авторов, но в то же время одноцветность до известной степени усилила ясность, цельность всего ансамбля. Бетон с гранитной крошкой, из которого сделан памятник, кажется еще более строгим от соседства с темно-зеленой листвой деревьев, служащих фоном для него.

Памятник воинам-освободителям Краснодара был торжественно открыт 9 мая 1965 года, в день двадцатой годовщины исторической победы совет­ского народа над фашистскими захватчиками.

Источник: Иван Шмагун / В. А. Гребенюк. — Ленинград: Художники РСФСР, 1974.

Смотрите также: Захарова улица - перекресток с Постовой


  • Краснодар. ул. Тельмана, 1942 год

  • Краснодар. Работы на углу улиц Захарова и Тельмана. 4 сентября 1949 год.

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара

  • Краснодар. Открытие памятника Воину-освободителю. 9 мая 1965 года

  • Краснодар. Подготовка к открытию памятника Воину-освободителю, май 1965 года

  • Краснодар. Угол улиц Тельмана и Захарова

  • Краснодар. Ул. Тельмана / Захарова, 1965 год

  • Краснодар. Ул. Тельмана / Захарова, 1965 год

  • Краснодар. Улица Тельмана, 1965 год.

  • Краснодар. Памятник воину-освободителю, 1966 год

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям г. Краснодара от фашистских захватчиков

  • Краснодар. На перекрёстке улиц Захарова и Тельмана

  • Краснодар. Приём в пионеры у памятника воинам-освободителям города от немецко-фашистских захватчиков

  • Краснодар. Памятник освободителям Краснодара, 1968 год.

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара

  • Краснодар. Памятник Воину - освободителю, 1971 год

  • Краснодар. Майская демонстрация 1972 года

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара

  • Краснодар. Вид на флигель атаманского дворца с улицы Тельмана, 1973 год

  • Краснодар. Памятник советским воинам-освободителям, 1974 год

  • Краснодар. Памятник освободителям Краснодара

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара

  • Краснодар. Памятник воину-освободителю, 1970-е годы

  • Краснодар. Приём в пионеры 19 мая

  • Краснодар. Угол Захарова и Постовой. Вид дома из сквера с "Одуванчиком"

  • Краснодар. Угол улиц Постовой и Захарова, вид на юго-запад, 1976 год.

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара, 1978 год.

  • Памятник освободителям Краснодара.

  • Краснодар. Памятник воину-освободителю, 1979 год

  • Краснодар. У памятника воинам-освободителям. 1980 год.

  • Краснодар. Памятник воинам-освободителям города на площади Победы, 1982 год

  • Краснодар. Памятник Воину-освободителю, 1984 год

  • Краснодар. Памятник освободителям Краснодара

  • Краснодар. Памятник советским воинам освободителям Краснодара, 1985 год

  • Краснодар. С праздником Победы!

  • Краснодар. Памятник советским войнам-освободителям от немецко-фашистских захватчиков

22.03.2015 23:38

walter

walter, Краснодар

Памятник был заложен 12 февраля 1958 года, в честь 15-летия окончания оккупации.

16.03.2015 00:03

walter

walter, Краснодар

Добавил описание памятника

14.03.2015 00:35

Slava

Slava

Ну вот, так и есть - подготовка. На предыдущем обсуждаемом снимке изображено то же самое, только из-за ограды парка.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru